Общество Он прожил в лесу полвека

Евгения Волункова
№27 (737) 07.07.2010

Небольшое ветхое хозяйство лесного старичка-отшельника, в народе именуемого Лешим, находится на полянке недалеко от села Кончезеро. Найти его «Карельской Губернiи» помог директор ООО «Карелия Тур» Александр Королев, который когда-то организовывал экскурсии в угодья Лешего. «Необыкновенный он человек, глаза у него такие... чистые», – охарактеризовал старика Александр.

Едва доехали до места, как навстречу нам сначала выбежали двое веселых щенков, а потом из кустов вышел и сам Леший. Небольшого роста, поджарый загорелый старичок. С действительно чистыми, хоть и немного подслеповатыми глазами. Увидев людей, оживился. «Здравствуйте, гости дорогие!» – воскликнул он наполовину беззубым ртом и сразу, не дожидаясь вопросов, принялся рассказывать о себе.

Настоящее имя Лешего – Николай Александрович. 1938 года рождения, после войны в возрасте двадцати-тридцати лет (точно не помнит) примкнул к сборщикам смол, которые жили в небольшой деревушке. Родителей своих не помнит, именует себя сиротой, хотя прописан в Янишполе. По словам Николая Александровича, сборщики смол постепенно разбрелись кто куда, а он решил остаться. «В городе жить не хочу. Это для меня все равно, что петля на шею».

Я людей боюсь

Свое хозяйство, именуемое им «хоздвор», Леший показывает несколько неохотно: «Все развалилось, стыдно мне».

Действительно, несколько покосившихся построек, которые трудно даже назвать сараями, пугают ветхостью и убогостью. Сразу и не поймешь, где помещение жилое, а где живут козы или хранятся какие-то запасы.

Раньше у Николая Александровича были козы и кролики. Он, как самый настоящий фермер, ухаживал за ними, и были у него и мясо, и молоко. Теперь же остался только старый козел, проку от которого нет. Куда делась живность? Дачники и местные жители постарались. Бывает, напьются сельчане и какой-нибудь умник скажет: «А пойдем у Лешего коз погоняем!». И идет забава полным ходом. Козы, естественно, драпают в лес да там и пропадают. Так постепенно все они в лесу и потерялись. С кроликами немного другая, но тоже невеселая история. Их у Лешего разворовали дачники.

«Обворовывают меня, – вздыхает старичок. – И ничего поделать не могу».

На вопрос, не боится ли Леший волков и медведей, он улыбается: «Что мне звери! Я волков не боюсь... Я людей боюсь. Они сейчас куда хуже волков стали. Жадные и злые».

Несмотря на то, что Леший людей боится – продолжает им доверять. Недавно из «запасов» выдал местному 1500 рублей: тот обещал ему привезти взамен козу. Да так и пропал с деньгами.

Не знаю, как переживу зиму

Николай Александрович лелеет надежду восстановить свои постройки и создать настоящую ферму. Говорит, что когда умрет, все достанется людям. Будет им от него подарок.

Покосившийся дом старика похож на землянку. Чтобы в него проникнуть, нужно едва ли не присесть на корточки. Внутри – темно и сыро. Стоят маленький стол, табуретка и какая-то посуда. Выпрямиться нельзя. Только сидеть или лежать. Вопрос о том, как Леший зимует, сам собой приходит на ум. Спасают Лешего тулуп и самодельная печка. Правда, спасает – это сильно сказано. Того, что он ужасно мерзнет, Николай Александрович не скрывает.

– Раньше, когда были козы, они меня грели по ночам. Забирался под них, и было тепло. А теперь я не знаю, как переживу эту зиму.

Питается Леший не абы как – грибами да ягодами. Несмотря на отсутствие документов и незнание собственной фамилии, в Кончезере старика знают. И раз в месяц, по его словам, выдают пенсию, за которой он ездит на подаренном кем-то велосипеде. Пенсия небольшая, но много ли ему надо? «У меня еды полно», – говорит Леший. И, подтверждая свои слова, достает откуда-то ведро, в котором лежат батоны, апельсины, помидоры и даже конфеты. Иногда к Николаю Александровичу забредают любопытные – дети и взрослые. Тоже приносят с собой гостинцы. Так что голодная смерть Лешему не грозит. И, несмотря на то, что батон с помидорами – та ещё пища, за 50 лет, что Леший провел в лесу, он, по его словам, ни разу не болел. «Старым я себя не считаю. Чувствую себя на 20, ну, может, 30 лет. По деревьям лазаю и медведя могу вручную одолеть. Так что, если зимой не замерзну, жить буду ещё долго».

Нужны помощники

Чтобы не замерзнуть зимой, нужны Лешему новый дом и козы. Дом одному построить уже не под силу, а купить рогатых не на что. «Если бы нашлись какие помощники у меня, – вздыхает старик. – Помогли бы мне дом подлатать или парочку коз подарили. Ничего мне больше и не надо. Но выжить все равно постараюсь. И дом в одиночку строить буду».

На вопрос, не скучно ли жить в глуши, Леший отрицательно мотает головой. Какое там скучно, когда работы по горло: накосить травы, сделать на зиму заготовки, рубить деревья для будущего дома... Но лучшее средство скоротать время – даже не работа, а дневники, которые он ведет уже десятки лет. В толстые тетради размашистым, плохо понятным почерком Николай Александрович заносит все свои переживания, планы и мысли. И даже стихи сочиняет. Правда, теперь уже редко.

В администрации Кончезерского поселения к Лешему относятся с уважением. Было время, когда хотели его с насиженного места выгнать, да вмешалась глава Надежда Краснокутская.

– Он выбрал такой образ жизни, и мы должны его выбор уважать. Николай Александрович, можно сказать, наш уникум, колоритный такой персонаж. Поэтому мы стараемся ему по возможности помогать. Я ему сама теплую одежду привозила, продукты. Но часто мы его не беспокоим. Все-таки он отшельник и от общения с людьми устает. Так что мы обычно ждем, когда он сам в село придет: за пенсией или продуктами. Тогда уже и узнаем, как у него дела. Раз только он надолго пропал, и я посылала к нему участкового – проверить, как дела.

По словам Краснокутской, на жизнь Леший никогда не жалуется. Только всегда говорит о том, что боится людей.

«Кто-то его сильно обидел из местных, но подробностей я не знаю», – говорит глава.

Надежда Краснокутская заверила «Карельскую Губернiю», что когда Лешего совсем «прижмет», они его в лесу не оставят. Найдут ему крышу. Правда, в том, что он придет к ним за помощью, глава не уверена.

На прощанье Николай Александрович напутствовал: «Любите животных и берегите природу. Это самое святое и ценное, что у нас есть». Просил его навещать и долго смотрел вслед машине тоскливым взглядом.

«19 января. Ночью было так холодно, что думал, что не проснусь»

«13 июля. Украли кроликов! Ну что за люди!»

«4 августа. Набрал ведро грибов. Лежу и думаю: пойти коз покормить или грибы почистить. Так много работы сегодня»

Эти строчки – выдержки из личного дневника карельского Лешего. Не подумайте, что «Карельская Губернiя» тайно их подглядела. Леший показал их сам, потому что на удивление оказался очень общительным и дружелюбным.