Экономика Маршрутки грозятся встать

Надежда Меккиева
№3 (713) 20.01.2010

Поездка в троллейбусе в Петрозаводске теперь стоит 15 рублей. В первую рабочую неделю многие петрозаводчане предпочли маршрутки, где цена осталась прежней – 12 рублей. Однако "Газели" будут дешевле троллейбуса только до весны.

Не резиновые

Напомним: тариф в 15 рублей был утвержден в декабре на сессии Петросовета. Руководство Троллейбусного управления тогда заявило, что еще думает, повышать ли стоимость проезда. Думали недолго – аккурат в канун Нового года, 30 декабря, решились, оповестив мэрию о переходе на 15 рублей с 11 января. Как уверяет начальство предприятия, соответствующие объявления были вывешены в троллейбусах. Но Новогодние праздники сделали свое: многие горожане с удивлением узнали о подорожании, как о факте уже свершившемся. Кстати, неосведомленность пассажиров была только на руку Троллейбусному управлению. Ведь потом люди стали пересаживаться на более дешевые маршрутки. В непривычные и неудобные для себя "Газели" полезли даже пожилые. В Троллейбусном управлении признают отток пассажиров.

– Любое повышение стоимости первоначально вызывает снижение пассажиропотока, – говорит заместитель директора Троллейбусного управления Андрей Афанасьев. – Делать выводы пока преждевременно. Если бы мы остались на 12 рублях, то завтра бы троллейбусы просто остановились. А маршрутки не резиновые, в час пик особенно.

Мартышкин труд

Маршрутчики тоже не прочь брать с пассажира 15 рублей. Вот только сделать это тарифная комиссия мэрии разрешила лишь четверым перевозчикам (маршруты №7, 13, 21, 22, 28, 29). Как объяснил начальник Управления транспорта Петрозаводской мэрии Роман Ванько, остальные перевозчики не предоставили полного отчета по расходам и доходам и не смогли обосновать необходимость повышения стоимости проезда.

– Чтобы вести полный учет, надо нанять дополнительно бухгалтера, экономиста, а они этого делать не пожелали, понадеявшись, что депутаты утвердят им тариф формально, – говорит Ванько.

Сами перевозчики упрекают мэрию в необоснованности отказа.

– Документы мы им предоставляли, и не один раз. Это как мартышкин труд, – говорит перевозчик Олег Романов. – Хотя все расчеты всем перевозчикам делал один и тот же экономист!

Недовольны сложившейся ситуацией и те перевозчики, которым разрешение на 15 рублей дали. Чтобы не потерять клиента, они вынуждены оставаться на 12 рублях.

– Тариф 15 рублей терпимый, позволил бы вздохнуть свободно. Вообще, на мой взгляд, в маршрутках проезд должен стоить 20 рублей, в троллейбусах – 18, – говорит директор "Газель-Сервис" Александр Кмитто.

Кстати, у перевозчиков нет единого мнения по поводу цены на билет. Так, перевозчик Михаил Немыкин (маршрут №7), которому дали разрешение на тариф в 15 рублей, утверждает, что к лету снизит цену.

– Уже и по 15 рублей ездить нельзя, так как запчасти подорожали, – считает другой перевозчик Дмитрий Смирнов. – Закончится все, как в Махачкале, где перевозчики просто-напросто встали, когда им не разрешили поднять тариф.

Что за "Городской транспорт"?

Многие перевозчики сетуют: мол, Троллейбусное управление дотируется из городского бюджета и пользуется массой привилегией. И при долгах в 18 миллионов за свет никто их не отключает, и подвижной состав обновляется за счет городского бюджета.

– Постоянно слышу, что нам кто-то чего-то там дает, – возражает заместитель директора Троллейбусного управления Андрей Афанасьев. – Нам компенсируют только проезд льготников. Мы платим в городскую казну за аренду троллейбусов, тяговых подстанций, троллейбусные линии, депо. По словам Афанасьева, транспортное предприятие, работающее по белой схеме, несет большие издержки. А вот владельцы маршруток всячески избегают разговоров о серых зарплатах на своих предприятиях (не секрет, что фактическая зарплата водителя выше заявляемой в налоговую. – Прим. ред.).

– В нашем государстве 80% предприятий так начисляет зарплату, что на перевозчиков все валить?! – недовольно буркнул один из перевозчиков.

Несмотря на повышение стоимости проезда, будущее общественного транспорта в Петрозаводске по-прежнему под вопросом. В Троллейбусном управлении говорят, что для нормальной работы нужен тариф в 18 рублей. Маршрутчики пророчат к весне "гибель" троллейбусов – те якобы не выдержат 12-рублевой конкуренции. Петрозаводская же власть создает новое муниципальное предприятие. Известно, что называться оно будет "Городской транспорт". Как будет работать новое предприятие, пока ни в мэрии, ни в Троллейбусном управлении пояснить не смогли. Будет ли в Петрозаводске социальный транспорт – пока большой вопрос.

Как у соседей?

В Мурманске проезд в троллейбусе стоит 12 рублей, в маршрутках – от 13 до 15 рублей, в зависимости от расстояния. Троллейбусное предприятие – муниципальное.

В Вологде – 14 рублей и в троллейбусах, и в маршрутках. Троллейбусы – частные.

В Пскове троллейбусов нет, зато хорошо налажено автобусное сообщение, маршруток совсем мало. Проезд в автобусах – 12 рублей, в маршрутке – 12-13 рублей. Автобусное предприятие – в областной собственности.