Тема номера За что?

Илона РАДКЕВИЧ
№19 (624) 07.05.2008

История о том, как следователь местного РОВД расправился с девушкой, шокировала не только Пудож, но и всю Карелию. Напомним, 25-летняя Полина Серегина пропала в ночь с 18 на 19 апреля. Спустя несколько дней тело девушки нашли в лесном массиве в 30 километрах от города. Убийство шокировало своей жестокостью. Рука не поднимается написать все то, что преступник проделал со своей жертвой.

Родственники девушки до сих пор не могут найти ответа на вопрос: чем умница и красавица Полина могла так досадить преступнику, что он решился на такое зверство?

Под подозрение сразу попал следователь Следственного отдела при Пудожском РОВД, старший лейтенант юстиции Михаил Ковалев. Полина познакомилась с ним в кафе-баре "Ностальжи". Он отдыхал там с двумя другими сотрудниками РОВД.

— Можно сказать, что это мои знакомые. Я знала их по работе, — говорит подруга Полины Вика. — Получается, что я их с Полей и познакомила. Ковалев пригласил Полину на танец. Я еще смеялась, что они как Штепсель и Тарапунька: она — высокая, видная, а он — маленький и щупленький.

В тот злополучный вечер Вика ушла домой раньше своей подруги. Ей и в голову не могло прийти, что общение Полины и Михаила не закончится в стенах бара.

— Зная ее, я до сих пор не могу понять, почему, только познакомившись, она пошла в ту квартиру, — говорит Виктория. — Для меня до сих пор загадка — как это произошло?

О том, что подруга пропала, Вика узнала от мамы Полины. Свои поиски она начала с Михаила.

— Когда мне описали, с кем она ушла, я сразу поняла, что это он, — рассказывает девушка. — Он живет в соседнем доме, и я сразу кинулась туда. Он мне представил ситуацию так, будто бы Полина пробыла у него всего пять минут, выпила чуть-чуть вина, понажимала кнопочки на телефоне и сказала: "Извини, мне пора. Меня ждет такси". Но я не поверила.

Михаил даже предлагал свою помощь в поисках девушки.

— Он сказал, будто, если бы знал, что она вот так вот исчезнет, не отпустил бы ее, — вспоминает Вика. — Выглядел озабоченным.

Ковалева задержали 25 апреля в полночь и прямо в следовательской форме поместили в камеру. Там он и находится по сей день.

Не помогли

Сначала Михаил отказывался разговаривать со следователями. Своей вины в преступлении, разумеется, не признавал. Но, по последним данным, все-таки дал показания. Их содержание в интересах следствия не разглашается. Пока Ковалев только подозреваемый, но уже сегодня доказательств его вины предостаточно. Знакомый Михаила рассказал, что помогал молодому человеку вывозить труп девушки из квартиры. Это происходило посреди бела дня, и, чтобы не вызвать подозрений, мужчины положили тело в холодильник.

В отношении "помощника" Михаила также возбуждено уголовное дело — за укрывательство.

К сожалению, нет такого закона, по которому можно было бы привлечь к ответу соседей следователя: в тот вечер они слышали доносившиеся из квартиры Ковалева грохот и крики девушки: "Помогите!", но никак не отреагировали.

— Это бездушие поражает, — размышляет Вика. — Никто не говорит, что нужно было идти в квартиру, где все происходило, но ведь можно было просто набрать "02" и сказать адрес. Если бы соседи вовремя вызвали милицию, Полину могли бы спасти.

Все бросила и приехала

Полина — дочь сотрудника милиции. Отца она потеряла, когда ей было всего десять лет. Рассказывают, он был очень добрым и порядочным человеком.

— Может быть, потому, что этот следователь носил погоны, она ему и доверилась, — говорят родственники. — Она и мысли не могла допустить, что попадется такой изверг.

Полину и ее младшего брата мама воспитывала одна. Как призналась нам одна из подруг девушки, мама была для девушки лучшим другом.

— Все черты характера у Полины — от мамы, — говорит Валентина Федоровна, ее тетя. — Полиночка была очень трудолюбивой, аккуратной, упорной, очень порядочной. Она очень любила детей, просто обожала своих племянников. Это был светленький человечек. Самый добрый.

После 9 класса Полина уехала учиться в Смоленск. Там окончила сначала колледж, а потом и институт с красным дипломом. Устроилась на работу. Начала устраивать личную жизнь. Но когда несколько лет назад ее семью постигло несчастье — после операции мама стала инвалидом I группы, она не задумываясь все бросила и вернулась в Пудож.

— Полгода мама Полины была прикована к постели, — рассказывает Валентина Федоровна. — Полина выучила все молитвы и молилась за нее утром и вечером. Чтобы поднять маму на ноги, она прошла курсы массажистов. Постоянно советовалась с врачами и делала все, что могло бы помочь ее родному человеку. Она не думала о себе. Полгода занималась только мамой.

Полине удалось поднять маму на ноги. Когда гроза миновала, девушка вернулась в Смоленск. Перед новым 2008 годом она приехала в Пудож, чтобы навестить маму (брата к тому моменту призвали в армию), и случайно узнала, что в районной администрации объявлен конкурс на должность ведущего специалиста по промышленному сектору экономики.

— Полина ради шутки решила подать документы, — вспоминает ее родственница Галина Карасова. — И выиграла этот конкурс. Потом говорит маме: "Видимо, судьба. Я все равно в Смоленске без тебя жить не могу".

И вернулась в Пудож.

Сейчас Галина Егоровна вспоминает свою последнюю встречу с Полиной:

— Она уже в коридоре поздравила меня с наступающим днем рождения и сказала: "Я знаю, вы любите старые фильмы. Я отобрала для вас диски с двумя самыми лучшими. Смотрите их и вспоминайте меня". Вроде простые слова, но, может, она что-то предчувствовала?! Это был Богом подаренный ребенок. Обаятельная, внимательная, заботливая. У нее была такая улыбка...

Спешила жить

Все, кто знал Полину Серегину, отмечали в ней огромную любовь к жизни и рассказывали, что она спешила жить.

— В последние месяцы я ее не узнавала, — говорит Вика. — Она всегда была человеком размеренным: если бралась за дело, то обязательно доводила его до конца, а в последнее время хваталась за все. Хотела и на волейбол, и на баскетбол, и на испанские танцы, и на теннис, и на аэробику, и чего она только не хотела. Такое чувство, она не могла надышаться. Словно перед смертью ей хотелось попробовать в жизни все. Толком-то мы никуда и не ходили: по одному разу на каждую тренировку.

Полину хоронили рядом с родственниками — почти в 50 километрах от города — в поселке Кубово. Попрощаться с ней пришли сотни человек. Собрались и все ее одноклассники.

— У них был очень дружный класс, — говорит Александра Минина — классный руководитель Полины. — Во всех делах класса Полина принимала самое-самое активное участие. Это был замечательный человек. Она всегда дарила людям тепло.

На майские праздники бывшие одноклассники хотели собраться все вместе, а получились, что встретились на похоронах.

"Очень трудно смириться с мыслью, что Полиночки нет больше с нами, — написала нам ее школьная подруга Татьяна Лебедева. — Очень больно и горько... О такой подруге можно только мечтать! Это необыкновенный человек (очень трудно говорить о Поле в прошедшем времени)... Я у Полины многому научилась. ЛЮБЛЮ, СКОРБЛЮ, ПОМНЮ..."

11 мая Полине Серегиной исполнилось бы 26 лет.

Два лица

Михаилу Ковалеву — 22 года. Он родился и вырос в Карелии. Работу в органах начал в 2003 году. С 2005 года работал в должности следователя Следственного отдела при Пудожском РОВД. На данный момент ему предъявлено обвинение в умышленном убийстве, но стражи порядка не исключают, что будут дополнительные составы преступления.

Михаила хорошо характеризовали по службе. Похоже, на работе он был одним человеком, а дома — другим. По нашим данным, в его квартире нашли массу вещей, свидетельствующих о разгульной жизни молодого человека, а его соседи настолько привыкли к постоянным гулянкам и девичьим крикам, что, возможно, поэтому в тот вечер и не отреагировали на крик Полины.

Подозреваемому предстоит пройти судебно-психиатрическую экспертизу.

— То, как было совершено преступление, вызывает у нас возмущение. И есть сомнения в психической полноценности этого человека, — сказал руководитель Следственного управления СК при Прокуратуре РФ по РК Петр Клемешов.

Выдали премию

Михаил Ковалев был уволен "по собственному желанию". Как следует из текста приказа руководителя министерства об увольнении, с выплатой единовременного пособия, компенсации, денежного вознаграждения и даже... премии "за образцовое исполнение служебных обязанностей"!

— Тот факт, что следователь успел отмыть руки от крови, не делает его честным и образцовым сотрудником, — говорит руководитель Следственного управления СК при Прокуратуре РФ по РК Петр Клемешов. — Мы обратились с официальным письмом к министру внутренних дел Карелии с предложением пересмотреть решение об увольнении следователя. Он должен быть уволен за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции. Надеемся, в министерстве разберутся, почему даются такие премии и почему в РОВД вообще работают такие…

Как только стало известно о преступлении и личности возможного убийцы, поползли слухи, что подозреваемый — родственник министра МВД Карелии Игоря Алешина.

— Лично мне этот человек родственником не является, — опроверг слухи министр. — Я с ним не знаком. Может ли он быть родственником моей жены? Близким — однозначно нет. Может ли быть не близким родственником? Я не могу это исключить. Но совершенно точно скажу: моя жена в глаза его ни разу не видела и никаких отношений с ним не поддерживает.

Было интересно узнать, как Игорь Алешин объяснит тот чудовищный, на первый взгляд, приказ об увольнении Михаила Ковалева из органов.

— Его уволили абсолютно законно, — заверил министр. — Когда с ним начали работать, он написал заявление об увольнении. Может быть, был оскорблен недоверием.

По словам Игоря Алешина, следователя можно было уволить или по собственному желанию, или за какие-то нарушения по службе, или за поступок, порочащий звание сотрудника милиции, или за преступление. Нарушений у Ковалева никаких не было, а признать его виновным в преступлении может только суд. Потому и уволили "по собственному". Объяснил министр и премию в три оклада:

— В любом приказе об увольнении по собственному желанию есть эта строчка. Если нет наказаний, мы должны платить премию. В данном случае, чтобы не платить ее, мы должны были бы сфальсифицировать какое-то наказание.

Игорь Алешин напомнил, что Ковалеву грозит пожизненное заключение, а в такой ситуации запись в трудовой книжке вообще не имеет значения.

За что?

— Я одного понять не могу, — говорит Вика, — они ведь только познакомились, из-за чего можно было убить? У меня не укладывается это в голове. Что могла Полина сказать или сделать, чтобы можно было сотворить такое? И один ли был преступник?

К сожалению, в этой истории пока больше вопросов, чем ответов.

— Мы обеспечим качественное расследование этого преступления. По нему работают и будут работать до суда лучшие следователи, — пообещал Петр Клемешов.

P.S. Редакция газеты "Карельская Губернiя" приносит свои искренние соболезнования родным и близким Полины Серегиной.