Общество Под прессом великих-2

Снежана Слепкова
№12 (512) 22.03.2006

В начале года "Карельская Губернiя" опубликовала материал "Под вечным прессом великих", где ставился вопрос о том, каким произведениям место в школьной программе по литературе, а какие сложны или просто неинтересны для учеников. Автор приглашал к дискуссии, спрашивал, какие книги карельские учителя литературы дают, помимо школьной проблемы, и педагоги не заставили себя упрашивать.

Ольга Шадманбекова, преподаватель русского языка и литературы, лицей №13:

– Книга во все века воспитывала душу, учила размышлять. В человеке должно жить великое чувство любви к Родине, и уважение к ближнему, и бережное отношение ко всему живому. А могут ли воспитать эти качества детективы Марининой и Донцовой и низкопробные мелодрамы, которыми завалены полки книжных магазинов? Я не против детективов, наоборот. В шестом классе познакомила своих учеников с родоначальником детективного жанра Эдгаром По. За ним последовал Конан Дойл. И фантастики было достаточно: Беляев, Булычев, Уэллс, Брэдбери. Кто-то скажет: далеко не современные авторы. Но зато это настоящая литература, которая учит думать, а не просто перелистывать страницу за страницей.

Ольга Смирнова, преподаватель русского языка и литературы, лицей №40:

– Мне хочется, чтобы мои ученики, уходя из школы, не думали, что литература кончается где-то в восьмидесятых, поэтому мы читаем Людмилу Улицкую, рассказы Татьяны Толстой, стихи карельских поэтов. Если бы позволяла программа, то мне хотелось бы поговорить с ребятами о Сергее Лукьяненко и о его "Дозорах", о Василии Головачеве, поскольку его фантастика интересна мальчишкам и всегда ориентирована на сохранение человеческих ценностей.

Ирина Рой, преподаватель русского языка и литературы, Державинский лицей:

– Для того и дана юность, чтобы многое попробовать и во многом себя испытать. Это касается и чтения так называемых "тяжелых" книг. Даже если молодой человек не поймет идей Достоевского и Толстого, даже если не дочитает — не страшно! Важно именно в юности дать образцы настоящей литературы, хорошего вкуса. Что-то обязательно зацепит, и человек потом вернется к этим книгам. А по своему личному опыту могу сказать, что современному школьнику "Преступление и наказание" понятно даже в большей степени, чем раньше.

Марина Руотси, преподаватель русского языка и литературы, школа №3, Кондопога:

– Русская классика XIX века вошла в золотой фонд мировой литературы. Вся программа 9-11 классов, где изучают лучшие образцы этой литературы, — это единый духовный поток. Из него ничего нельзя выбросить. Нельзя также заменить "Войну и мир" или "Преступление и наказание" более "облегченными" произведениями тех же авторов. Наивно считать, что тот, кто не читает "Войну и мир", осилит "Севастопольские рассказы". Кто не читает — не читает вообще! "Война и мир" — это светская Библия. В ней есть все — рождение, смерть, любовь, война... Проблема, как мне подсказывает опыт, в педагоге. Если уж он сам с тоской смотрит на четыре тома, то что говорить об учениках...

Коллектив преподавателей русского языка и литературы, Университетский лицей:

— Безболезненно из современной школьной программы можно убрать романы Платонова — "Чевенгур" и "Котлован". Слишком сложен для детей язык Платонова, непонятны его своеобразные темы и идеи. Можно расстаться с Салтыковым-Щедриным (за исключением сказок). "Доктора Живаго" можно убрать (поэзию Пастернака оставить). Можно "Тихий Дон" Шолохова исключить — недоступны современным школьникам метания Григория Мелехова. А вот "Война и мир" — там и сюжет, и характеры, и темы! Эта книга должна быть в школьной программе!

Наталья Иванова, директор МУ "Централизованная библиотечная система":

— Смена эпох и режимов порождает политических героев намного быстрее, чем хороших писателей, которые честно и вдумчиво пишут о своем времени и его героях, своих современниках. Новые имена в литературу обязательно придут. Пройдет эпоха "дозоров", детективов под шаблон, Поттеров и Гроттеров. Разобрались же мы, что фастфуд – это не еда.

Так стоит ли нам спешить избавляться от "наказания" Достоевского и первого бала Наташи Ростовой?

Елена Кутькова, главный библиограф сектора редких книг Национальной библиотеки РК:

— Замена традиционных произведений школьной программы на менее объемные и более "доступные" пониманию ученика ничего, кроме вреда, не принесет. Почему-то раньше с пониманием "Войны и мира", насколько я помню, никаких серьезных проблем не возникало, уверена в том, что и нынешний школьник не глупее, просто ему читать лень. Уменьшение объемов программных произведений — лишь полумера: завтра детям и "Севастопольские рассказы" покажутся большими, и что, мы предложим девятиклассникам "Льва и собачку" и другие рассказы Толстого для крестьянских детей?

Елена Осокина, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка РАН, Москва:

— Заставлять читать трудно, а зачастую и бесполезно, и "Севастопольские рассказы" намного лучше читать, чем "Войну и мир". Вместо "Преступления и наказания" у Достоевского — "Двойник", "Село Степанчиково", "Записки из подполья". Хорошо рекомендовать большие произведения для чтения летом. Кто-то, может, обожает читать большие романы. Дети разные.