Общество Модельер Екатерина Яршина

Надежда Меккиева
№53 (500) 28.12.2005

Она — успешная, талантливая, энергичная женщина. С логикой у нее все в порядке — серьезный бизнес зиждется на ее хрупких плечах. Ее кредо в работе: "Высшая оценка моего творчества — ваши улыбки".

Модельному салону Екатерины Яршиной уже 5 лет. Но многие знают ее как организатора конкурсов "Мисс Карелия" и "Миссис Карелия", чье лицо часто появляется в телевизионных и газетных репортажах о наших красавицах.

Ее история — о том, как трудно женщине пробивать себе дорогу в жизни и творить свою судьбу. Это история взлетов, падений и новых взлетов...

Из золушки — в звезды

Этот вечерний звонок перевернул всю ее жизнь. Голос на том конце провода принадлежал человеку, которого она совсем не знала. Он представился: "Антон Пьянков, сейчас я навожу порядок на петрозаводской трикотажной фабрике...".

У Кати, да и у большинства горожан, фабрика тогда вызывала стойкие ассоциации с рейтузами, панталонами и спортивными костюмами ненавязчивой расцветки. Предприятие было на грани банкротства. И конкурсный управляющий Антон Пьянков пошел на нестандартное решение: пригласил на работу модельера, у которой его жена уже много лет заказывала себе одежду. Как громом пораженная сжимала Екатерина в руках телефонную трубку, беспомощно лепеча, что она никогда до этого не работала с трикотажем. Но Пьянков умел убеждать.

Работа на фабрике была Яршиной в диковинку: поначалу все было сложно и непонятно. Но уже через месяц она сделала первую коллекцию, ее показали. Потом модельные показы проходили каждый месяц на разных площадках. Все было впервые не только для петрозаводчан, которые несколько десятилетий не видели живых моделей на подиуме, но и для Кати, вдруг превратившейся в известного модельера.

— Долгие годы не было не только секса, но и моды, красоты. Все должны были ходить в одинаковой одежде, одинаково думать и жить, — говорит Екатерина Яршина. — В стране долгое время был поставлен крест на моде. Поэтому у моего поколения слабо развит вкус. И это не вина, а беда многих моих ровесниц.

Человек, одетый со вкусом, выглядит респектабельно. И дело здесь вовсе не в толщине кошелька, часто люди с достатком не умеют одеваться. И я убеждена: чем требовательнее человек к своему внешнему виду, тем больший порядок в его внутреннем мире.

Первое поражение

Катя росла в очень творческой семье. Бабушка и мама (она по образованию медик) дома всегда шили, вязали, вышивали... Папа, простой электрик, был придирчив в одежде, никогда не носил что попало. Обычная семья, не занимающая высокого положения в социальной лестнице. Но про дочку всегда говорили: "Девочка-конфетка". Вырезая бумажных кукол и наряжая их во всевозможные наряды, маленькая Катя грезила о карьере модельера.

И Катя едет поступать. Сначала — в Ленинградский институт легкой промышленности. Провалилась. Выучилась в родном Петрозаводске на портниху, но ей этого было мало. И вот провинциальная девчушка приезжает в Москву. В Московский институт бытового обслуживания, конкурс — 56(!!!) человек на место. Тогда сфера бытового обслуживания в нашей стране была залогом финансового благополучия и всеобщего почитания. Столица встретила холодно: ни одного родного человека, едва устроилась в гостиницу на окраине города. И вот — первый экзамен. Накануне выспаться не удалось: предприимчивые соседки, приехавшие в столицу за покупками, всю ночь обсуждали свои приобретения. Три пересадки в метро, потом 40 минут на электричке. Уставшая, разбитая, опустошенная неприветливостью чужого города, Катя провалилась. Впрочем, сейчас трудно сказать: был ли это провал. Сегодня все знают, что в такие вузы поступали только по блату. Но что пережила тогда провинциальная девчонка, известно только ей...

Первый уход

До того как она стала тем, кем хотела, — долгий путь. Сначала была простой закройщицей в различных ателье. Днем — работа, вечером — заботы о детях, быт и клиентки: она шила дома, чтобы как-то прокормить семью. Ей было 32 года, когда эта смелая женщина, забрав двоих детей и чемоданы с одеждой, ушла от мужа, оставив ему все. Она начала жизнь заново, не уповая на мужчину, который никогда не был для нее опорой и поддержкой. Екатерина Павловна не хочет вспоминать об этом человеке, и хрустальные капельки прячутся в уголках ее глаз.

"Женщине в России очень тяжело. За границей женщины намного меньше работают. В семье все-таки добытчиком должен быть мужчина. Конечно, женщина может заниматься любимым делом, но она не должна вкалывать так, как вкалываем мы. А я уже 14 лет не была в отпуске. Не знаю, как бы я справлялась, если бы не моя помощница Сашенька Исакова.

Наши мужики слабее женщин, первая трудность — и они ломаются. Сейчас у меня нет крепкого мужского плеча, на которое можно склонить голову, той китайской стены, за которой можно спрятаться. Я бы с удовольствием занималась больше домашним очагом и работала бы не так много".

Порой Катя Яршина производит впечатление серьезной и закрытой дамы. Но близкие люди знают, что она очень любит смеяться. Просто жизнь часто показывала ей недоброе лицо. Было предательство, после которого перестала верить всему и вся, не хотела жить и чувствовать. Но держали два носика-курносика, ее дети — сын и дочь.

Мама Яршина обожает своих детей. Возможность открыть собственное дело у нее была еще в далеком 1988 году, после окончания курсов в Киеве. Но тогда нужно было полностью отдавать себя бизнесу, и она подумала о детях: "Для меня слово "мама" дороже, чем "мачеха".

И они ее радуют. Когда Яна Яршина стала "Мисс Карелия-2004", Катя не скрывала своих слез. Но тут же поползли слухи: мама — одна из организаторов конкурса, все ясно... Зависть и непонимание — вечные спутники успеха. И ей всегда было сложно закрыться от несправедливых толков людей, доставляющих ей страдание.

Свой салон — это утопия

Одна заказчица модельного салона, приехавшая из Москвы отдыхать в наш город, воскликнула: "Открыть производство в России, да еще и женщине, да еще и в провинциальном городе — это утопия".

У нее была возможность уехать за границу: родная сестра живет в Германии, не раз ездила к ней Екатерина. И каждый раз не оставляло чувство тоски по родине, снег казался синтетическим, а березы — искусственными, неродными. А потому Екатерина Яршина нелегким трудом в своей стране воплотила утопию в реальность.

Она открыла свой Салон Екатерины Яршиной 5 лет назад. Красивая вывеска, красивый лейбл на сотворенных ею вещах. Но жизнь ее не назовешь сладкой. А в конкурсные авралы, когда она шьет модели для претенденток на звание "мисс Карелия", Екатерина просто заболевает от нервного перенапряжения.

"Я всегда внутренне собой недовольна. И всегда до последнего ищу пути, чтобы улучшить свои работы. Говорят, Козероги очень упрямые. Но это не упрямство — мы просто настойчивы в достижении своих целей".

Работа — часто хорошее средство и от душевной боли. А еще друзья. Екатерина верит в женскую дружбу.

...Совсем недавно, в ноябре, она уволилась с трикотажной фабрики. Уходила со слезами на глазах, с фабрикой связано воплощение многих творческих замыслов. Но сегодня, считает Екатерина Павловна, работа модельера там не востребована. Так закончился очередной этап ее жизни. Но впереди — новый. "Свою судьбу надо творить самому, нельзя плыть по течению. Надо чаще прислушиваться к чувствам, к своему внутреннему голосу, к своему сердцу. И никогда не опускать руки".

Логотип ее салона — ромашка, простой полевой цветок, открытый солнцу.