Криминал Работать вредно для здоровья

Екатерина Семенова
№19 (414) 05.05.2004

Каждый месяц в Карелии кто-то получает увечья, находясь на рабочем месте: в цехе, на делянке или строительной площадке. В прошлом году на производстве в одной только транспортной сфере пострадали 14 человек, двое из них погибли. Такова печальная статистика несчастных случаев, многие из которых произошли по вине руководителей и работодателей – тех, которые должны обеспечивать безопасностю труда, но по разным причинам не делают этого. Иногда из-за халатности, иногда из-за элементарной лени. Да и сами работяги зачастую не дорожат жизнью, пренебрегая элементарными правилами техники безопасности.

Виноватых нет?

Правоохранительные органы республики совместно с инспекцией по труду регистрируют несчастные случаи регулярно. Как показывает практика, в большинстве из них уголовные дела не заводятся и наказание начальники получают минимальное, в лучшем случае дисциплинарный выговор, "административку" и предписание об устранении нарушений, в худшем — остаются безнаказанными вообще. Таков закон, разделяющий ответственность между руководителем и рабочим. Травматизм на транспортном производстве — реальность сегодняшнего дня, и цифры с каждым годом становятся все красноречивее. Многим памятна история двухлетней давности с гибелью молодой женщины на "Петрозаводскмаше". Случившееся недавно происшествие в Медвежьегорске тоже трагично. С одной только разницей — виновником происшествия во многом оказался сам пострадавший.

"Термический ожог левой руки, потребовавший ампутации, травматический шок третьей степени, тяжкий вред здоровью, стойкая утрата трудоспособности в связи с потерей левой руки на уровне предплечья", — уже после трагедии написали эксперты в акте судебно-медицинского исследования. За этими сухими строчками – человеческая боль, инвалидность и невозможность когда-либо вернуться на работу.

Трагедия

Это случилось недалеко от Медгоры, в локомотивном депо, на пункте техосмотра электровозов. Машинист вместе с помощником перед выходом в рейс проверяли, все ли в порядке. Подключив напряжение, нужно было удостовериться, что цепи электровоза исправны и можно начинать путь. Машинист, как обычно, подал оповестительный гудок, нажал пуск и попросил помощника спуститься вниз и взглянуть со стороны, поднялся ли токоприемник. Помощник дал отмашку, что все в порядке, и электровоз двинулся с места. Проехав чуть-чуть, поезд остановили. Машинист пошел в бытовку докладывать начальству о техническом состоянии электровоза и получать дальнейшие распоряжения. "Хлопок" едва услышали… Когда локомотивная бригада подоспела к месту трагедии, было уже поздно — человек горел. Оказалось, что помощник влез на крышу электровоза, чтобы еще что-то проверить, а ток продолжал поступать…

Пламя тушили всей бригадой. Пострадавшего быстро перетащили в здравпункт, где фельдшер, как могла, оказала ему первую помощь. Потом были больница в Медвежьегорске, срочный вертолет и ожоговый центр в Санкт-Петербурге. Жизнь помощника машиниста усилиями врачей спасти удалось, его руку — нет.

Итог следствия — виновником ЧП признан сам пострадавший. Как выяснилось, ни машинист, ни кто-то другой приказ залезать на крышу электровоза помощнику не давали, значит, возбуждать уголовное дело поводов нет и наказывать руководителей — тоже.

Похожих дел в одной только карельской транспортной прокуратуре – десятки. Механик упал с трапа теплохода, потому что держался за поручень одной рукой и поскользнулся на мокрых после дождя ступеньках. Электромонтажник на участке железной дороги близ поселка Руйга, оступившись, упал с 7-метровой опоры линии электропередачи, потому что отстегнул страховочный пояс.

— Мы не можем наказывать руководителей в таких случаях, — комментирует старший следователь транспортной прокуратуры Андрей Ночовный. – Конечно, для работодателей это лишнее напоминание о том, что правила техники безопасности и забота о своих подчиненных – не пустой звук. Но до тех пор, пока сами рабочие не осознают, что трудятся там, где действительно опасно и может всякое случиться, производственного травматизма не станет меньше. Особенно сейчас, когда производственные фонды, созданные двадцать и тридцать лет назад, устарели и все рушится…

Редакция благодарит сотрудников карельской транспортной прокуратуры старшего следователя А. Ночовного и следователя В. Алиханова за содействие в написании материала.