Культура Гитара как любовница

Полина ЗЕМЛЯНИКИНА
№52 (341) 11.12.2002

Гитару у нас любят все, но серьезно к ней относятся единицы. Среди них — Анатолий Коломейцев, благодаря которому многие юные петрозаводчане овладели и овладевают мастерством игры на гитаре.

Анатолий Трофимович приехал в Карелию в 50-х годах. Приехал из Воронежской области довольно подготовленным гитаристом (с преподавателем ему очень повезло). Серьезно учиться игре на этом инструменте у нас было негде. Класс гитары существовал тогда, наверное, только при Московской консерватории. Поэтому его, студента музыкального училища, обучающегося игре на контрабасе, сразу пригласили преподавать гитару в городской Дом культуры и ГПТУ №1.

"Гитару любили, — говорит Анатолий Трофимович, — но никуда не допускали. Например, в ГПТУ у меня был замечательный ансамбль гитаристов. Мы выступали с ребятами на концертах. Но официально ансамбль назывался оркестром народных инструментов, поскольку по разнарядке не было ансамбля гитаристов".

После окончания музыкального училища Анатолий Коломейцев сначала работал в оркестре Музыкального театра, а затем — в Симфоническом оркестре, которому был верен до 1995 года. Последние два года службы в коллективе ему дались нелегко. Он тщательно скрывал от коллег, что после кровоизлияния хорошо видит только одним глазом. Пыткой для него было изучение нового произведения. Контрабасисту приходилось учить его наизусть.

"Всю жизнь гитара была для меня как любовница, — говорит Анатолий Трофимович. — Я ее страстно любил, но, играя на контрабасе в оркестре, не мог ей уделять много времени".

Коломейцев вырастил многих гитаристов. Один из бывших его учеников — Лео Олыкайнен — записал диск в Финляндии. Сейчас педагог занимается с несколькими талантливыми ребятами. Оценить же мастерство учеников Анатолия Трофимовича можно, попав на концерты ансамбля гитаристов, в составе которого сейчас шесть человек. Правда, выступают ребята нечасто. Филармония классическую гитару не любит — не приносит она дохода. Поэтому ансамбль дает концерты в небольших залах: в городском Выставочном зале, в здании Союза композиторов РК, на малой сцене Национального театра, в центре "Лигея", в педучилище. Но даже и на эти площадки гитаристы попадают в основном благодаря помощи поэта, актера и бизнесмена Сергея Пронина, о творческом альянсе которого с Коломейцевым говорят немало. Практически ни одна презентация новых книг Сергея Сергеевича не обходится без испанской грусти гитары.

"Мне не нужны ни слава, ни признание, — говорит Анатолий Коломейцев. — Я это уже все вкусил, когда работал в оркестре. Самое главное, чтобы музыка, исполняемая тобой, волновала слушателя. И пока моим ребятам, с которыми я на репетициях порой деспотичен, это удается. Они с нетерпением ждут каждого концерта и выступают всегда перед ценителями классической гитары абсолютно бесплатно".