Общество Как помочь детям втянуться в учебный процесс

Губерния
№42 (1065) 19.10.2016

Первые два месяца учебного года нелегко даются не только школьникам, но и их родителям. Свободное времяпрепровождение сменяется жестким графиком жизни и полным погружением в учебу. Чего только стоят ранние утренние подъемы, необходимость долгие часы концентрироваться на учебном материале, домашние задания...

Чтобы организм ребенка перестроился, втянулся в новый распорядок дня, потребуется время. Привыкание к учебной жизни у школьников происходит не так быстро, как хотелось бы родителям: торопить ребенка не стоит, но и затягиваться этот процесс тоже не должен. Задача родителей на данном этапе – помочь детям плавно влиться в учебный процесс.

Советы родителям

– Мотивация. При любом удобном случае следует демонстрировать ребенку, как полученные в школе знания можно применить в жизни. Например, совершить экскурсию на рабочие места родителей. Или попросить школьника помочь бабушке в магазине, где не обойтись без умения быстро считать. Экскурсии по музеям и историческим местам научат любить историю, а знания по биологии, зоологии и астрономии сделают путешествия и выезды на природу гораздо интереснее.

Именно так, с помощью ежедневных примеров ребенок осознает, насколько насыщеннее и богаче жизнь образованного человека. Кроме того, было бы хорошо подыскать увлекательный дополнительный материал по школьной программе и попробовать заинтересовать им ребенка.

– Соблюдение распорядка дня. Просыпаться и ложиться спать следует в одно и то же время, даже по выходным. Так ребенок лучше адаптируется к новому режиму и будет высыпаться.

– В первую учебную четверть необходимо ежедневно контролировать качество выполнения домашнего задания. При этом не стоит давить на ребенка, как, впрочем, и пытаться сделать все за него. Гораздо эффективнее подсказывать, в каком направлении ему следует размышлять. Важно набраться терпения и не торопить школьника, чтобы он не замкнулся в себе и не потерял желание учиться.

– Не забывайте хвалить ребенка при малейшем успехе. Однако помните, что похвала должна быть заслуженной!

Что поможет школьникам делать уроки без принуждения?

Ответ на этот вопрос уже не первый год ищут ученые мужи всего мира. На сегодня предложены два способа, которые родители могут взять на вооружение.

1. Вместе с ребенком выработайте алгоритм выполнения домашнего задания, проиграв его многократно. Для этого необходимо:

• установить определенное и неизменное время для ежедневного выполнения домашнего задания;

• выделить ребенку рабочее место;

• отработать четкую последовательность действий: с какого задания начинать, нужно ли пользоваться черновиком, как проверить правильность выполнения задания, как оформлять его, в каких случаях нужно переписывать на чистовую, сколько времени отдыхать между заданиями.

ВАЖНО! Начинать выполнять задания нужно в следующем порядке: от любимого к нелюбимому, от простого к сложному, от письменного к устному. Ребенок должен испытывать удовлетворение от своих успехов, которое будет пробуждать в нем желание работать дальше.

2. Создайте зону успешности в освоении учебного материала. Что для этого необходимо:

• Подчеркивать в выполненном задании положительные моменты. Это может быть правильно решенное уравнение, красиво прописанная строчка, выразительно прочитанный текст. Позитивная основа будет формировать у ребенка желание продолжать учебный процесс.

• Доверять ребенку самостоятельно искать недочеты в своей работе.

• Искать вместе с ребенком пути решения проблемы. Например, в одном случае следует выучить правило, в другом – сконцентрироваться на задании. Разбейте проблему на отдельные задачи, с которыми проще справиться. Подобный подход сведет проблему к минимуму.

Рассмотрим несколько ситуаций, которые приводят родителей школьников в замешательство.

Мама изо дня в день делает с ребенком домашние задания, а оценки выше не становятся.

На отработку с ребенком алгоритма выполнения уроков уходит примерно полгода-год, все очень индивидуально. И если вы чувствуете, что уже пора отправлять ребенка в «самостоятельное плавание», – делайте это, оставив себе только функцию контроля выполненной работы. Со временем удастся полностью отойти от совместного сидения за уроками, вмешиваясь только тогда, когда что-то действительно не получается.

Склонность к учебной деятельности и тип темперамента

У каждого ребенка свой индивидуальный ритм обучения. Один схватывает материал буквально на лету, другой лишь через несколько уроков, кому-то достаточно краем глаза заглянуть в учебник, чтобы уловить суть, а с кем-то родители часами сидят над домашним заданием.

Подход к обучению зависит от типа темперамента ребенка

Флегматики медлительны, они долго размышляют над сутью задания, тяжело переключаются на новую задачу, но благодаря своей усидчивости равномерно распределяют силы и доводят начатое до конца. Флегматики нуждаются в большем количестве времени на раскачку и освоение материала. Чтобы ребенок-флегматик действовал быстрее, помогите ему выработать алгоритм привычных действий, например, навести порядок на столе, сложить портфель.

Холерики в отличие от флегматиков активны и непоседливы. Для них любой урок длится слишком долго. Удержать внимание холерика для учителя тяжелый труд. Зато природа наделила их быстрой реакцией, хорошей памятью и мышлением. Холерику достаточно краткого объяснения новой темы, чтобы все понять. А пытливость ума и желание быть первым помогают ему достигать высоких результатов. В силу своего темперамента холерик способен сосредоточиться на учебном материале только на 10-15 минут, затем ему следует менять вид деятельности. Особенно хорошо он воспринимает информацию, будучи в движении.

Сангвиник легок в общении, открыт и позитивен. Такой ребенок быстро заводит знакомства, и у него много друзей. Веселый нрав и жизнерадостность помогают ему легко идти по жизни. Однако при малейших проблемах сангвиник бросает начатое. Родители могут помочь ему выработать привычку доводить дело до конца, если будут постоянно «подогревать» интерес ребенка.

Меланхолик считается полной противоположностью сангвинику. Он с трудом находит общий язык с людьми, тяжело вливается в коллектив, обидчив, поэтому требует особого внимания со стороны родителей и учителей. Таким детям особенно сложно выполнять домашние задания и находить контакт с одноклассниками. В некоторых случаях подход к такому ребенку поможет найти психолог.

Дети не обладают каким-либо типом темперамента в чистом виде. Как правило, ребенок несет в себе основной тип темперамента и несколько вспомогательных. Важно учитывать эти особенности при обучении ребенка.

Кроме учебы, которую на первых порах родители должны контролировать, в зоне их внимания должны находиться рацион школьника и его физическая нагрузка.

В распорядке дня школьника ежедневно должны присутствовать занятия спортом и активные физические нагрузки. В зависимости от сезона это могут быть катание на велосипеде, роликах, лыжах, игры с мячом, прыжки со скакалкой, пробежки, пешие прогулки. Важно подобрать ребенку спортивную секцию по интересам: плавание, борьба, танцы, большой или настольный теннис, бадминтон. Хорошо гулять вместе с ребенком: ходить в зоопарк, в походы, совершать пешие экскурсии по парку. Следует помнить: физическая активность – залог здоровья и успешной учебной деятельности.

Стоит уделить внимание и детскому питанию. Не секрет, что, оставшись без родительского надзора, дети тратят все свои сбережения на любимые лакомства: чипсы, сухарики, сладости и др. Чем раньше родители начнут прививать ребенку культуру здорового питания, тем меньше вреда он причинит своему здоровью.

Несколько советов по детскому питанию от диетологов

• исключите из рациона полуфабрикаты;

• приучайте ребенка каждый день есть овощи и фрукты;

• сведите к минимуму употребление сладостей с высоким содержанием жиров, а также сладких газированных напитков;

• контролируйте порции;

• не превращайте лакомство в награду;

• запрещайте ребенку принимать пищу перед телевизором или компьютером – в этом случае он постоянно будет переедать, так как насыщение наступает медленнее.