Общество «Плацкарт нам нужен»

Губерния
№20 (1043) 18.05.2016

Российские железные дороги не будут отказываться от плацкартных вагонов, сообщил глава компании Олег Белозеров.

– Плацкартные вагоны нам нужны не только для специализированных перевозок, например, групп детей, – сказал глава РЖД. – Это в целом востребованная услуга, которой люди хотят пользоваться.

Белозеров подчеркнул, что старые плацкартные вагоны в течение ближайших четырех лет будут заменены на новые, более комфортабельные. Железнодорожный парк планируется обновить на 230 вагонов, в 2016 году будет поставлено 80 штук.

– Мы провели изучение спроса и пришли к выводу, что плацкарт необходимо сохранить, – заявил президент

ОАО «РЖД».

Между тем в ноябре 2013 года Владимир Якунин, возглавлявший в тот момент РЖД, говорил, что компания намерена избавиться от плацкартных вагонов. Как заметил Якунин, даже с точки зрения издержек использование недавно закупленных двухэтажных вагонов позволяет удержать тариф на уровне обычных купейных мест.

Новое руководство от старых идей отказалось. Да еще и сделало скидку на плацкарт. До конца текущего года пассажиры смогут приобрести билеты на место №38 в плацкартных вагонах поездов, курсирующих внутри страны, с 30-процентной скидкой. Это так называемая «боковушка у туалета».

Что думают известные люди России и Карелии?

Владимир Якунин, бывший глава РЖД:

– Я считаю, что такой анахронизм, как плацкартный вагон, который сохранился только в нашей стране, конечно, должен уступить место более комфортным видам перевозки людей.

Андрей Сидорчик, журналист:

– На мой взгляд, и железнодорожные, и авиационные билеты в России стоят непозволительно дорого и фактически создают дополнительные «финансовые барьеры» для передвижения граждан по стране.

Но человек, выбирающий меньшее из зол, бежит покупать плацкартный билет. Пусть в духоте и тесноте, но хоть не с пустым кошельком.

Может, я что-то пропустил, но никакого глобального снижения цен на железнодорожные перевозки нам не сулят. Больше того, тарифы продолжают расти в отличие от благосостояния большинства граждан.

И на этом фоне рассказы о комфорте новейших вагонов и их преимуществах перед плацкартными выглядят примерно так же, как разговоры об изысканности фондю и фуа-гра с людьми, питающимися картошкой с дешевыми сосисками.

Большинство населения России отмену плацкартных вагонов воспринимает примерно так: если раньше при поездке летом к морю у нас оставались деньги на чурчхеллу и катание на «банане», то теперь из всех развлечений останется только собирание ракушек на берегу. Все остальное уйдет на оплату комфорта новых железнодорожных вагонов.

Евгений Куликов, генеральный секретарь Союза профсоюзов России:

– Кто в России не мечтал жить, как в Европе? Не будем останавливаться на том, что такое желание вызвано мифами об очень сладкой жизни наших соседей, но плацкартных вагонов там больше не встретишь. Правда, причины отказа от таких видов перевозок не совсем связаны с комфортом. Размеры всего ЕС сопоставимы с размерами отдельных регионов РФ, а развитие скоростного транспорта позволяет немцам и французам путешествовать по своим странам в комфортных сидячих вагонах, ведь поездка из одного конца страны в другой длится всего пару часов. Очевидно, что такие поезда могут перевести гораздо больше пассажиров, а значит, они экономически эффективнее.

Попробуйте проехать сидя хотя бы из Москвы в Краснодар! Такое путешествие точно заставит подумать о вечном… Время в пути на наших железных дорогах всегда будет таким, что пассажирам необходимы отдых лежа и сон. Плацкартные вагоны дают такую возможность, хоть и не очень комфортную. Конечно, никто не против путешествий в купе, но реалии таковы, что не каждый россиянин может себе это позволить.

Борис Грозовский, журналист:

– Многолетняя политика максимизации доходов в условиях монополии привела к тому, что на многих направлениях покупка плацкартных билетов стала нерешаемой задачей. РЖД упорно стремятся заменить дешевые вагоны дорогими, Якунин мечтал о полном удалении с путей плацкартных вагонов. Послушал бы он, что думают об этом пассажиры таких вагонов! Железным дорогам не нужны золотые «Ласточки». Не кажется честным ходом со стороны монополии и «система динамического ценообразования»: тот факт, что люди больше ездят в дальние поездки летом, во время праздников и каникул, не означает, что в это время цены должны быть вдвое выше, чем в прочие периоды. На период пикового спроса монополия должна отвечать ростом количества составов, а не цен.

Александр Степанов, депутат карельского парламента:

– Думаю, в нынешних условиях сохранение плацкартных вагонов – нормальная мера для трудящихся и пенсионеров. Да, наверное, длительная поездка в этих вагонах утомительна, но все познается в сравнении. Мне приходилось раньше и в общих вагонах путешествовать, в том числе на третьей полке. Плацкарт лучше. Главное ведь – возможность купить билет подешевле и доехать туда, куда тебе надо. А ликвидация плацкарта, даже если предположить, что это планировалось исключительно для комфорта пассажиров, а не для прибыли менеджеров РЖД, привела бы к росту цен на билеты и как следствие – сокращению количества пассажиров из числа малообеспеченных. Так что это адекватное на сегодняшний день решение.