Общество Детей научат стелить линолеум и считать деньги

Губерния
№18 (1041) 04.05.2016

Президент России Владимир Путин считает важным вернуть в школы трудовое воспитание. Как именно это сделать, глава государства пообещал обдумать.

На заседании «Форума действий. Регионы» на вопрос одной из участниц, дежурил ли он в школе по классу, Путин ответил утвердительно. «И это никак негативно не сказалось на вашей дальнейшей судьбе?» – продолжала интервью участница форума. «Я в принципе доволен», – под смех зала заметил президент.

Активист ОНФ предложила внести изменения в закон об образовании, чтобы признать трудовое воспитание неотъемлемой частью образования. Она пожаловалась, что в нынешней школе отсутствует предмет «труд», и даже просьба учителя вытереть доску вызывает возмущение учеников.

«Вопрос чрезвычайно важный и очень специальный, и тонкий, поэтому я сейчас не буду делать никаких окончательных выводов», – отметил Путин. Он пояснил, что необходимо «внимательно посмотреть и поговорить со специалистами». «Но то, что нужно что-то делать, я полностью с вами согласен, нужно обязательно двигаться в этом направлении. Вопрос только – какими темпами, как конкретно это все прописать и не навредить, а, наоборот, сделать лучше», – подчеркнул президент.

А уже в следующем учебном году школьников ждет курс по основам финансовой грамотности. О налогах и кредитах детям расскажут в рамках совместного проекта Минобрнауки, Минфина и Центробанка по повышению общего уровня знаний россиян в финансовых вопросах.

Чиновники уверены, что школьники смогут повлиять на своих родителей, которые не привыкли планировать семейный бюджет в силу «особенностей российского менталитета», и уже через 10–15 лет «население станет финансово грамотным». Уровень финансовой грамотности в России остается прискорбно низким, что подтверждают национальные и международные исследования.

Что думают известные люди России и Карелии?

Сергей Сторчак, заместитель министра финансов РФ:

– Молодое поколение, получившее основы финансовой грамотности в школах, будет влиять на своих родителей, совместно с ними решая конкретные задачи, в том числе задачи, связанные с подготовкой и использованием семейных бюджетов. На потребительское поведение россиян влияют особенности российского менталитета: доверчивость, малое стремление планировать свои расходы на среднесрочную перспективу, что представляет большую проблему.

Любовь Духанина, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности»:

– Необходимо со школьной скамьи прививать ребенку любовь к труду, который облагораживает и возвышает человека, дает личности возможность состояться в жизни. Эта фундаментальная истина должна быть отражена в законе об образовании. Тем самым будут созданы необходимые условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения.

Юрий Латышев, народный учитель России:

– Без трудового воспитания невозможно воспитать из школьника личность и патриота. Отказ от общественно полезного труда разрушает школу, которая была построена на трудовом воспитании. Нельзя растить белоручек, которые ничего не делают и не отвечают за свои поступки. Трудовое воспитание прививает уважение к чужому труду и повышает в глазах учащегося ценность собственной проделанной работы.

Юрий Хотунцев, председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников по технологии, доктор физико-математических наук:

– Технологическое образование в России деградирует. Учебно-образовательные мастерские ликвидируют, предмет «Технология» исключен из списка обязательных, а компьютеризация заменила развитие практических навыков. На уроках труда дети учатся проектировать изделия и обрабатывать материалы, это целая культура преобразующей деятельности и бесконфликтного общения. Ребенок, который не работал своими руками с материалами, вряд ли проявит интерес к инженерному делу.

Александр Глозман, директор Центра образования имени Твардовского:

– Например, нужно рассчитать, сколько метров линолеума нужно, чтобы застелить комнату. Если у детей нет навыка практической работы, то без вызова специалиста они не обойдутся. Другими словами, технология – это предмет, в котором можно применить знания на практике, таким образом их упрочить.

Максим Иванов, преподаватель истории и обществознания Державинского лицея, «Учитель года – 2012»:

– Если человек научится в школе каким-то элементарным вещам, ничего в этом плохого нет. Но надо, чтобы это отвечало современным реалиям. Возвращать станки вряд ли нужно, вероятность того, что человек из школы пойдет на завод, небольшая. Можно учить вещам, которые пригодятся в повседневной жизни. Например, как починить розетку. Меня всегда удивляло, почему учили готовить только девочек. Молодым людям тоже пригодится это умение. Трудовое воспитание должно быть сопряжено с реалиями, а если это возврат к прошлому, то ни к чему хорошему он не приведет.