Тема номера «Случаев, когда пациенты умирают, очень много…»

Виктория Шапошникова
№13 (1036) 30.03.2016

14 января в Беломорской центральной районной больнице приступил к работе новый руководитель. На должность главного врача был назначен 34-летний Владимир Марусин. Информация о назначении появилась на сайте карельского правительства. В ней нового главврача представили как профессионального анестезиолога и реаниматолога, который приехал в Карелию из Московской области и готов делиться с коллегами опытом. Однако есть в биографии Марусина и темные пятна. Именно поэтому его назначение на такую высокую должность возмутило семью из Московской области.

Роковая беременность

14 апреля 2012 года в больницу города Люберцы срочно доставили 31-летнюю Елену Ким. У женщины были подозрения на неразвивающуюся беременность и начавшийся на 7-й неделе беременности непроизвольный выкидыш. Диагноз шокировал семью Елены. У женщины уже была маленькая дочка, и первая беременность прошла без осложнений.

В больнице Елене сделали кровоостанавливающий укол, но на следующий день кровяные выделения усилились. Было решено: чтобы спасти Елену, необходимо прерывать беременность и провести операцию по выскабливанию плода под внутривенным наркозом. Елена дала согласие на операцию, предупредив, что страдает пороком сердца. 15 апреля в 6:45 утра врач реаниматолог-анестезиолог Владимир Марусин ввел Елене 1 мл препарата сибазон и 1 мл препарата кетамин. Женщина уснула. Операция длилась всего полторы минуты, но через 3 минуты после введения препаратов у Елены Ким случилась остановка дыхания. Под контролем врача Елене завели в дыхательные пути воздуховод и начали проводить искусственную вентиляцию легких мешком Амбу. Через минуту на фоне искусственной вентиляции легких у Елены упало давление и вскоре остановилось сердце. Женщину перевели в палату реанимации. Там она впала в глубокую кому.

16 апреля мужу Елены врачи сообщили, что женщина пришла в себя. По их словам, она начала открывать глаза, смогла пошевелить ногами и руками. В палату к супруге мужа Елены так и не пустили, а ровно через сутки женщина умерла.

Как позже стало известно, причиной смерти стала аллергическая реакция у Елены Ким и анафилактический шок из-за введенной врачом Марусиным комбинации препаратов кетамин и сибазон. Комиссия из судмедэкспертов сделала вывод: врач Владимир Марусин «неадекватно произвел реанимационные действия», и именно из-за этого Елена умерла. Искусственную вентиляцию легких Марусин начал со значительным запозданием и делал ее с длительными перерывами и с переездами из одного отделения в другое. Если бы все было сделано вовремя, Елена могла бы остаться в живых.

Судебный процесс

Как рассказал нам брат погибшей женщины Александр Ким, из-за долгого расследования, экспертиз и судебных разбирательств Марусину удалось избежать наказания. Сначала Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела, но после того, как его все-таки возбудили, следствие длилось почти год. Комиссионная судебно-медицинская экспертиза заняла еще полгода, а потом, по словам Александра, Марусин, зная, что через 4 месяца уголовное дело могут закрыть из-за истечения срока давности, специально пытался тянуть время и закидывал жалобами Московский областной суд на постановления суда города Люберцы.

Брат умершей Елены Ким считает, что Марусин со своим адвокатом специально затягивал начавшийся судебный процесс. Например, он сообщил, что прокурор не вручил ему перед судом обвинительное заключение, из-за чего потребовал вернуть уголовное дело обратно на рассмотрение прокурору. Здесь стоит отметить, что при вручении обвинительного заключения Марусину велась аудиозапись, и гособвинитель предоставил ее в суде. Правда, Марусин не подтвердил, что на записи его голос, и суд вернул дело обратно в прокуратуру.

18 апреля в Люберцах все-таки состоялось судебное заседание. Марусин обвинялся в причинении смерти по неосторожности из-за ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей. Ему грозило до 3 лет лишения свободы. На заседании Марусин подал ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности и согласился закрыть его по нереабилитирующим основаниям. Это значит, что Марусин фактически признал себя виновным и согласился с тем, что совершил преступление.

Родные погибшей Елены Ким были против такого исхода дела и требовали, чтобы Марусин получил реальное наказание, но суд посчитал правильным прекратить уголовное дело.

«Выбрал верную стезю»

Как нам рассказали в карельском Министерстве здравоохранения, об уголовном преследовании Владимира Марусина им известно, но прошлое врача с его настоящим они связывать никак не хотят.

– Владимир Валерьевич не осужден, он молодой специалист с высшим образованием из Москвы и может поделиться с врачами из Беломорска своим большим опытом, – рассказали в карельском Минздраве. – Никаких оснований не брать его на работу у нас нет. Случаев, когда пациенты умирают, очень много. И это не значит, что врачам после этого стоит ставить на себе крест. Владимир Валерьевич не занимается сейчас врачебной деятельностью, он только руководит. И нам кажется, что он выбрал верную стезю. Никаких оснований его увольнять у нас нет.

– Мы были очень огорчены новостью о том, что врач, избежавший уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, был назначен руководителем Беломорской центральной районной больницы. Как руководство Министерства здравоохранения и социального развития Карелии могло назначить его на важную должность? Такие «врачи» не должны лечить людей, а тем более возглавлять больницу, – говорит брат погибшей Александр.

У погибшей Елены Ким осталась любящая семья, муж и маленькая дочка. Никто до сих пор не может поверить в то, что желанная беременность, новость о которой принесла столько радости в дом, стала роковой. А больше всего семье обидно, что врач, который мог спасти Елену, шагает вверх по карьерной лестнице.