Политика Эмилия Слабунова: «Это бюджет социальной деградации»

Губерния
№48 (966) 26.11.2014

На прошлой неделе депутаты карельского парламента рассматривали в первом чтении бюджет республики на 2015 год. Фракция «Яблоко» голосовала против. Мы узнали у депутатов фракции «Яблоко» Эмилии Слабуновой и Александры Спиридоновой, почему они считают предложенный вариант «бюджетом социальной деградации».

– Эмилия Эдгардовна, почему фракция «Яблоко» голосовала против принятия бюджета?

– При обсуждении бюджета в первом чтении рассматриваются три цифры – общая сумма доходов, сумма расходов и дефицит. Мы не можем согласиться с доходной частью бюджета, потому что согласиться с ней – это значит признать удовлетворительной работу правительства по формированию доходов. Общая сумма доходов – около 26 миллиардов. А расходы – 29 миллиардов. Таким образом, дефицит составляет 3 миллиарда рублей.

– Как в Карелии обстоит дело с привлечением инвестиций?

– Мы постоянно держим на контроле работу Корпорации развития Республики Карелия, задача которой привлекать инвесторов, разрабатывать и сопровождать инвестиционные проекты. Сегодня реализуемых проектов практически нет. Все те проекты, которые на сайте корпорации обозначены как текущие, на самом деле представляют собой только информационную аналитику с указанием, что по проекту ведется поиск инвестора. Я считаю, что называть их проектами, которые реализуются, нельзя. Сегодня регионы страны достаточно жестко конкурируют за привлечение инвесторов на свою территорию. Мы понимаем, что должны быть очень четкая цель и направленная работа по привлечению инвестиций. Федеральный уровень оказывает в этом методическую и методологическую помощь регионам. Агентство стратегических инициатив разработало региональный инвестиционный стандарт. Большая часть регионов его уже успешно внедрила. Карелия же сегодня находится на последнем месте среди всех регионов России по освоению инвестиционного стандарта. Еще недавно мы с Чукоткой делили последнее место. Теперь уже и Чукотка вырвалась вперед – у них уже 11 направлений стандарта внедрены. А у нас из 15 направлений – только 5. Следует сказать, что и заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев не так давно отмечал, что инвестиционные проекты в Карелии, увы, только на бумаге.

Нас беспокоит то, что правительство не опирается на имеющийся в республике научный потенциал для решения этих задач. Складывается впечатление, что все аналитические записки с предложениями, которые присылают ученые правительству, складываются в мусорную корзину. Мы когда заслушивали отчет Главы республики о работе за 2013 год, задавали вопрос, как использованы эти рекомендации экономистов. И знаем, что после последовал из правительства срочный запрос в Институт экономики КНЦ РАН – с просьбой срочно прислать все предложения, которые были оформлены. Получается, они их и не рассматривали. Год назад после принятия бюджета на 2014 год фракция «Яблоко» внесла предложение: ежемесячно на Совете Законодательного Собрания либо на правительственном часе в ЗС заслушивать отчет о действиях правительства по привлечению инвестиций и увеличению доходов бюджета. Один раз только правительство выступило с этой информацией. Больше мы ее не услышали. Что это значит – сказать нечего или деятельность не ведется?! Не понятно, что будет предпринято в данном направлении и в 2015 году. В бюджете следующего года на государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия», казалось бы, ключевую программу, заложено всего 32 миллиона рублей. В частности, на одну из подпрограмм «Развитие инновационной деятельности» в бюджете заложено 5 миллионов 200 тысяч. Я считаю, никакую инновационную деятельность на эти деньги осуществить невозможно. А, например, на подпрограмму «Развитие среднего и малого предпринимательства» в бюджете на год заложено 8 миллионов 500 тысяч рублей. Что мы разовьем на такие деньги? При этом есть у нас такая госпрограмма, которая называется «Развитие институтов гражданского общества и развитие местного самоуправления, защита прав и свобод человека». В ней есть подпрограмма «Создание условий для расширения доступа населения к информации, распространяемой в средствах массовой информации». Само название звучит как парадокс. На эту программу в 2015 году выделят 58 миллионов 240 тысяч рублей! На инновационную экономику – 5 миллионов, на малый бизнес – 8, а вот чтобы расширять доступ к информации – целых 58 миллионов. Исходя из этого, мы считаем, что управление процессом увеличения доходной части бюджета, управление привлечением инвестиций сейчас не на высоте. Предприимчивые турфирмы могут предложить тур «Карелия – заповедник упущенных возможностей». Сегодня таких упущенных возможностей огромное количество, но кто за них ответит?

– А что насчет расходной части бюджета?

– С этой частью мы тоже не можем согласиться. Я считаю, нас пытаются загипнотизировать, внушая, что у нас бюджет социально направленный. Реально за этим стоит другой смысл, что он у нас социально затратный, что у нас велика доля расходов на социальные нужды. Хотя мы прекрасно понимаем, что они составляют большую долю в бюджете не потому, что они велики, а потому, что бюджет скудный, больше ни на что не остается. На самом деле это бюджет социальной деградации. Говорить о социальной направленности бюджета можно тогда, когда он обеспечивает социальное развитие. А в бюджете на 2015 год расходы на здравоохранение урезаны на 39%, на образование – на 11%, на культуру – на 37%, на физкультуру и спорт – на 70%! При этом звучат уверения, что выплаты все сохранены, например, выплаты классным руководителям. Но никто не делает вслух оговорки, что сохранены ассигнования на классное руководство и так далее с учетом «необходимости проведения мероприятий по оптимизации сети образовательных организаций». Поэтому объем субвенции (вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели) сформирован с эффектом освобождения не менее 1 % расходов бюджета. То есть выплаты заложили, но общий объем субвенций сократили. Образовательные учреждения должны найти внутри резервы. Это значит, опять уволят каких-то специалистов, сократят фонды оплаты труда. Оптимизации не могут продолжаться бесконечно, они уже запустили процесс разрушения систем образования, культуры, здравоохранения, спорта. Мы с представителями Комитета по образованию много ездим по районам. Главы поселений рассказывают, какой выход они находят. Например, в клубах отказываются от централизованного отопления и переводят на печное отопление. Вот таким образом экономят на коммунальных расходах. Скоро мы дооптимизируемся до того, что вместо лампочек у нас будет лучина. Когда глава поселения говорит про такие печальные юбилеи как «50 лет последнему ремонту клуба», не верится, что слышишь это в 21-м веке.

Социальную сферу почему-то все время рассматривают как гирю на ногах, тормоз в жизни и развитии государства. Но за этим всем стоит экономика. Сокращение расходов приведет к тому, что будет падать потребительский спрос, сужаться внутренний рынок. Сужение спроса сказывается на снижении производства товаров и услуг. Из-за всех оптимизаций и замораживаний зарплат и налог на доходы физических лиц снижается. Вызывает вопрос, на чем основан прогноз правительства в бюджете, что мы на 700 миллионов увеличим НДФЛ, если деловая активность очень низка и расходы на социальную сферу существенно урезаются. Падение спроса бумерангом отразится и будет дополнительным фактором, сдерживающим производство. Мы считаем, что таким бюджетом мы еще больше загоняем свою республику в ступор. Бюджет 2015 года – это бюджет наращивания социальной напряженности.

– Александра Михайловна, какие у вас замечания к бюджету 2015 года?

– Я считаю, что при принятии предложенного варианта бюджета наши поселения останутся глубоко дотационными. На деньги, которые сейчас выделяются, многие вопросы решить невозможно. Денег в основном хватает только на заработную плату. На выполнение 13 полномочий их практически нет. Плюс три полномочия районного уровня передаются сейчас местным поселениям. Главы поселений очень обеспокоены этой ситуацией, у них нет четких алгоритмов действий. Кроме того, как будут передаваться остальные полномочия, пока непонятно, нет закона о передаче полномочий. Я считаю, поправки к Закону «О местном самоуправлении» приняли очень поспешно, и только в части об избрании или делегировании глав. А вот что касается полномочий, жизни поселений, всего, что касается каждого гражданина – это осталось на потом.

– В этом году уменьшили субсидию на сельское хозяйство…

– Да, это вторая моя тревога. В прошлом году на сельское хозяйство выделили 552 миллиона, а в этом году только 476 миллионов. Снижение на 76 миллионов. Я считаю, что в свете последних постановлений президента о том, что надо накормить своей продукцией страну, субсидии надо было увеличить или оставить на прежнем уровне. В Карелии сейчас разрабатывается закон о продовольственной безопасности. Мы не имеем права сокращать затраты на сельское хозяйство.

Похожая ситуация и в других сферах. На пожарную безопасность было заложено 498 миллионов в прошлом году и только 423 миллиона в бюджете следующего года. На ГО и ЧС очень существенно уменьшено финансирование. Если в прошлом году выделялось на материальную обеспеченность 20 миллионов, то в этом году всего 2 миллиона. Не предусмотрено увеличения зарплаты пожарным, которых финансируют из республиканского бюджета. В Карелии парадокс: часть пожарных финансирует федеральный бюджет, а часть – республиканский. Хотя они выполняют одну и ту же работу. Но зарплата отличается в разы. Все понимают, что бюджет очень сложный, но у нас не поставлена конкретная задача по зарабатыванию денег. По каждой статье есть нераспределенный фонд. Как он будет распределен – непонятно.

Также непонятно, как распределяются деньги по районам. Нет прозрачности. Второй раз парламент не принимает закон о наказах избирателей. А этот закон очень помог бы в вопросе распределения бюджета. Еще я поднимала вопрос о качестве освоения денег. Например, программа «Школьное молоко». Предполагается, что каждый день ребенок получает стакан молока. Однако во многих районах ребенку выдают сразу тридцать коробочек молока за месяц. Вопросы доставки и распределения не решены. Это неправильно. Правительство обещало разобраться в этом вопросе, фракция держит это на контроле.

Бюджет должен идти на решение вопросов налогоплательщиков. Госкомитет по взаимодействию с органами местного самоуправления в этом году расходовал 6 миллионов, в следующем запланировано 97 миллионов! Я считаю, проще отдать больше денег напрямую поселениям и они бы сами решали вопросы взаимодействия с людьми. Между тем в сельских поселениях на улицах после 11 вечера уже нигде нет света. И мы постоянно сокращаем и сокращаем. Приоритеты в нынешнем бюджете расставлены, на мой взгляд, неверно. Надо, в первую очередь, выделять деньги на то, что нужно человеку, потому что это деньги налогоплательщиков.

Мы не критикуем, мы предлагаем, что надо сделать, чтобы в условиях сложного бюджета не ухудшилась жизнь на местах! И ко второму чтению варианта бюджета на следующий год фракция «Яблоко» намерена вносить серьезные поправки к бюджету.

Беседовала Ольга Градова