Политика Проезд в троллейбусе – 10 рублей, на дороги – половину Дорожного фонда

Губерния
№20 (938) 14.05.2014

На прошлой неделе мэр Петрозаводска Галина Ширшина отчиталась перед населением. Зал Дворца творчества был полон: сидели даже на лестницах и приставных стульях. Время от времени выступление Ширшиной прерывали аплодисменты и крики «Молодец!». Мэр Петрозаводска сделала ряд важных заявлений.

Про троллейбусы

Важнейшее обещание Галины Ширшиной – проезд в троллейбусе до конца года будет стоить 10 рублей. Как призналась градоначальник, снижение цены на проезд позволило спасти Троллейбусное управление.

– Я считаю, нам этот вопрос удалось решить достаточно быстро. Мы приняли экономически целесообразное решение о снижении цены до 10 рублей, – сказала мэр. – Цели этого решения две: социальная поддержка нашего далеко не богатого населения и оздоровление предприятия. Это предприятие, где трудятся 600 работников, за которыми стоят семьи. Это предприятие, которое отвечает перед администрацией за качество работы, которое платит налоги.

По словам Галины Ширшиной, снизив стоимость проезда, удалось остановить падение предприятия в пропасть. С октября 2013 года рост долга остановлен. Троллейбусное управление в бюджеты разных уровней заплатило более 43 миллионов рублей. На предприятии прекратились задержки заработных плат, за первый квартал 2014 года доходы троллейбусников выросли на 26%.

– Есть ли те, кто пострадал от этого решения? Конечно, есть! Пострадали те люди, которые стоят за автоперевозками, те люди, которые заявляли, что необходимо повышение проезда на городском транспорте до 17 рублей, – отметила Галина Ширшина. – Данное решение выгодно только для автотранспортных перевозчиков, но не для Троллейбусного управления.

Мэр привела цифры, сколько каждый год выделялось субсидий из городского бюджета Троллейбусному управлению. В 2013-м – 88 миллионов рублей, в 2012-м – 114, в 2011-м – 86. В 2014 году запланировано 111 миллионов, но пока выделили только 40. Напомним: группа депутатов Петросовета нанесла сокрушительный удар по Троллейбусному управлению, отказавшись одобрить выделение дотации МУП «Городской транспорт».

– Любой уважающий себя муниципалитет имеет городской транспорт, потому что наше предприятие выполняет еще и социальную функцию, – сказала Галина Ширшина. – Администрация предпримет все меры, чтобы сохранить стоимость проезда на уровне до 10 рублей как минимум до конца 2014-го. И я считаю, что экономически это возможно и необходимо.

Это заявление мэра зал встретил аплодисментами.

Кроме того, мэрия намерена менять маршрутную сеть Петрозаводска. По словам Галины Ширшиной, летом 2013 года эта сеть была создана так, чтобы городской транспорт терял пассажиропоток.

Про дороги

Еще одна важная тема, которую затронула мэр – ремонт городских дорог. Как рассказала Галина Ширшина, чтобы отремонтировать все дороги и дворы Петрозаводска, нужна огромная сумма – 3 миллиарда рублей. В критическом состоянии сейчас находится 700 дворов города. Причем речь идет не о ямочном, а о капитальном ремонте.

– Ямочный ремонт – это решение проблемы на несколько месяцев, зарывание бюджетных средств в песок, – отметила Галина Ширшина.

Для поддержки хорошего состояния городских дорог требуется 1 миллиард рублей в год.

По словам мэра, сейчас сложилась несправедливая система распределения средств Дорожного фонда республики на ремонт дорог. Так, транспортные налоги петрозаводских водителей – это 50% Дорожного фонда. Но достаются Петрозаводску крохи. Так, в 2012 г. из Дорожного фонда столице Карелии выделили на ремонт дорог 400 миллионов рублей, в 2013-м – 460 миллионов, а в 2014-м запланировано 200 миллионов, что составляет 10-15% от всего фонда.

– В прошлом году Законодательное собрание и правительство республики приняли решение, что 200 миллионов должны пойти на Петрозаводск. Я в принципе не понимаю, почему не 300, почему не 100, не 50? Каковы критерии определения этой суммы? Если остальные деньги тратятся на дороги республиканские, то возникает вопрос: можем ли мы сравнить по важности любую дорогу в Петрозаводске с дорогой, которая ведет к поселку республики?

Администрация Петрозаводска отправила письма в Минфин России с вопросом: как должна учитываться интенсивность нагрузки на дороги при распределении средств? Галина Ширшина намерена выйти с предложением отдавать Петрозаводску половину Дорожного фонда.

– Я против формулировок, что правительство оказало помощь Петрозаводску на дороги. Сделали это автовладельцы, которые платят налог. Они сами оказали помощь, чтобы ездить по нормальным дорогам. На мой взгляд, сейчас распределение Дорожного фонда несправедливо, – сказала Галина Ширшина. – И мы будем ставить вопрос перед правительством и перед депутатами о том, чтобы 50% Дорожного фонда тратилось на Петрозаводск.

Отношения с губернатором

В этом году даже 200 миллионов на дороги Петрозаводск никак не может получить.

– Есть гарантийное письмо губернатора, есть гарантийное письмо министра транспорта, и контракты заключены, и подрядчики готовы были приступить к работам уже в марте, – сказала Галина Ширшина. – Но нет сегодня соглашения между республикой и Петрозаводском об этих 200 миллионах. Причина неизвестна: ни в личных разговорах, ни на официальные наши запросы нам не отвечают, в связи с чем такая задержка.

Между тем по муниципальным контрактам сроки ремонта завершаются уже в июне. Если деньги придут в июле-августе, то это чревато тем, что асфальт начнут класть в дождь или в снег.

Петрозаводчане спросили мэра, устраивает ли ее качество отношений с республиканской властью. И не навредит ли Петрозаводску недавнее заявление мэра по поводу первого зама губернатора Олега Громова. Напомним: мэр заявила, что позиция Громова к городу неконструктивна и даже враждебна, и запретила сотрудникам администрации ходить на совещания с заместителем Худилайнена.

– Если интересует качество отношений с республиканской властью, конкретно – с губернатором, то нет, меня оно не устраивает, – сказала Галина Ширшина. – Сегодня даже соглашение с республикой на 200 миллионов, которые положены городу на ремонт дорог, не подписано. Поэтому о каком качестве отношений вообще можно говорить?

Ширшина добавила, что как мэр столичного города она осознает свою ответственность и готова работать с любым губернатором.

– Меня интересует только одно – выгода для населения Петрозаводского городского округа, – сказала Галина Ширшина.

Что касается ситуации с Громовым, мэр отметила: дело тут не в личной неприязни.

– По образованию я психолог, выстраивать личные отношения умею. Речь не идет о личных отношениях. Как только возникает опасность для администрации города или для населения, у меня срабатывает датчик: нельзя так делать – заключать муниципальные контракты без проведения аукциона. Когда поступают такие предложения от так называемых кураторов, это опасно, неправильно.

Напомним: перед приездом Путина Громов просил Галину Ширшину заасфальтировать некоторые дороги города без заключения муниципальных контрактов. Мэр Петрозаводска отказалась. Кстати, карельский губернатор послушать отчет не пришел. Хотя его приглашали.

Пятилетний мораторий

Галина Ширшина заявила, что будет выходить с предложением ввести пятилетний мораторий на изменение нормативов отчисления в бюджет Петрозаводска и мораторий на введение отрицательного трансферта. По словам Галины Ширшиной, это единственное, что может обеспечить развитие Петрозаводска.

– Я считаю, что республика в таком случае получает выгоду. Петрозаводск работает над своей доходной частью, над налогообложением. Петрозаводск старается пополнять бюджет и оптимизирует расходы. Ведь чем больше денег у Петрозаводска, тем больше отчислений в республику, – сказала мэр.

По словам мэра, если это решение не принять, то в декабре доходную часть бюджета Петрозаводска урежут и направят эти деньги на проблемы республики. То есть, по мнению Ширшиной, субсидия из республиканского бюджета не должна зависеть от того, сколько заработал Петрозаводск.

– Или тогда желание развиваться пропадет. Я считаю это одной из самых серьезных опасностей, – отметила мэр.