Общество «Кажется, нас обманывают»

Илона Радкевич
№25 (891) 19.06.2013

Доноры – люди, которых очень трудно заподозрить в корысти. Когда им выдавали талоны на питание стоимостью 70 рублей, многие их даже не брали. И не столько из-за того, что вознаграждение мизерное. Просто не за тем они приходили на Станцию переливания крови. Тем удивительнее было увидеть доноров на пороге нашей редакции со словами: «Кажется, нас обманывают».

Почему так мало?

Вступивший в силу в начале текущего года закон о донорстве изменил систему вознаграждения за сданную кровь. В Карелии донорам начали предлагать либо брать продуктовый набор на все 480 рублей, либо кушать на 180 рублей и брать набор на 300 рублей, либо брать готовую еду из столовой с собой домой. Вполне себе внятная система. И что уж говорить – в ценовом эквиваленте «благодарность» донорам увеличилась прилично. Однако при ознакомлении с полагающимися им по закону продуктовыми пакетами у людей стали появляться вопросы. По большому счету, что именно укладывали в наборы, им было не важно. Странным казалось то, почему считается, что это содержимое соответствует 300 или 480 рублям?

– Я заказал обед в столовой, и мне сразу же выдали этот пакет с продуктами. Открыл и смотрю – он какой-то странный, – рассказывает Сергей Безручко (мужчина систематически сдает кровь с 2007 года. – Прим.авт.). – Как ни крути, но продуктов в нем не на 300 рублей. Ну может, на 180-190, не больше.

То же самое мы услышали и от других доноров, которые за последние две недели неоднократно приходили или звонили в редакцию «Карельской Губернiи». И не потому, что люди оказались такими дотошными. Просто несоответствие содержимого заявленной цене было уж больно очевидным.

– Получается, что в пакете не хватает где-то 110-120 рублей из 300, – говорит Сергей Безручко. – А если взять пакет за 480 рублей, так и того больше (хотя, по свидетельству тех, кто к нам обращался, пакеты на все 480 рублей в столовых вообще отказывались выдавать. – Прим.авт.). Если на Станцию переливания крови приходит в день от 70 до 100 человек, а мне называли именно это количество, то чья-то выгода составляет где-то 5000 рублей в день.

Интересно только – чья?

Первый вопрос, услышанный нами во время звонка в Республиканскую станцию переливания крови, когда мы рассказали о недопонимании происходящего со стороны людей, был:

– Вы, наверное, считаете по ценам из магазина?

Ну разумеется. Можно было, конечно, прикинуть и оптовый ценник. Однако что-то подсказывало, что без наценки нельзя. А вот ориентироваться на цену с прилавков казалось вполне разумным. Магазины же не торгуют себе в убыток. Значит, указанная в них цена на эти продукты вполне адекватная.

Продуктовые пакеты доноры могли получить в столовых самой Станции переливания крови, Петрозаводской консерватории и администрации города.

– А кто формировал эти продуктовые наборы? – спрашиваем.

– Столовая Республиканской больницы.

Все будет по-другому

– Если бы вообще ничего не давали, так и ладно, а получается, что обворовывают людей, которые в принципе ходят безвозмездно сдавать кровь, не за эти продукты. И воровать у этих людей – верх наглости, – говорит Сергей.

– Раньше продуктовые наборы мы формировали сами, – поясняет ситуацию и.о. главного врача станции переливания крови Ольга Багаева. – Соответственно, сами закупали продукты, и получалось, конечно, дешевле. Но с нового года приказом правительства нам было запрещено заниматься этим самостоятельно. Наборы, о которых вы говорите, формировались столовой, а у столовой есть наценка. Продукты же надо закупить, привезти, сформировать, в пакеты уложить. Никакого обмана или нарушений здесь нет.

Обмана, может, и нет, но уж больно здорово ценит свою работу столовая Республиканской больницы. В магазинах, по ценам которых считали доноры, те же печенье, соки и прочее тоже сначала закупают, потом привозят и раскладывают на прилавки. Неужели работа по укладыванию шести наименований в пакет стоит больше сотни рублей?

– Уже вышел новый приказ Министерства здравоохранения, – говорит Ольга Багаева. – Начиная с 4 июня эти 480 рублей 5 копеек нам разрешено выдавать донорам не продуктами, а деньгами. И только на выездах мы еще выдаем продуктовые наборы.

– Какая-то часть денег уже потрачена на продукты, которые нужно использовать, – уточняет главный врач станции Ирина Пушкарева. – Поэтому, пока закупленные продуктовые наборы не закончатся, мы будем уговаривать людей брать их. Кто-то пойдет навстречу, кто-то нет. Разумеется, если донор будет настаивать на денежной выплате, ему выдадут именно деньги.