
Экс-губернатор Карелии Андрей Нелидов теперь уже точно не уедет из нашей республики: на прошлой неделе министр культуры России Владимир Мединский назначил его на пост директора музея-заповедника «Кижи». Как объяснил министр, у Нелидова «прекрасный план развития музея, огромные связи, широта взглядов». И что работа эта фантастически интересная, хотя и не приносит много денег.
Что касается прежнего директора музея Эльвиры Аверьяновой, Мединскому не понравилось, что при ней музей активно тратил бюджетные деньги, но ничего не зарабатывал, а поток туристов на остров с каждым годом становился все меньше. По сравнению с 2008 годом, он снизился на треть, при этом только на содержание заповедника тратится 160 миллионов рублей в год. Музей рассматривается исключительно как хранитель, забывая о туризме и других своих функциях.
Также Мединскому не пришлась по вкусу традиция передавать музей от директора к заму, как это было раньше. По его словам, Кижи – важный и ценный для страны музейный комплекс, а не семейное предприятие.
Коттеджи и кабаки


Несмотря на то, что министр пообещал, что при новом директоре будет сохранен не только прежний коллектив музея, но и его нынешний внешний вид и все традиции, кандидатура Нелидова вызвала бурю протестов. Примечательно, что буквально за день до начала скандала теперь уже экс-директор Кижей Аверьянова собрала пресс-конференцию, на которой поведала журналистам о том, что Нелидов стучится во все двери и пытается занять ее место. Более того, Аверьянова опасалась, что скоро начнется захват острова, ведь на него уже давно имеют виды многие известные карельские бизнесмены, в числе которых – сам Нелидов, а также предприниматель Иван Романов. Напомним: последний в декабре прошлого года в Москве презентовал новую концепцию музея-заповедника, предложив проложить к острову автодорогу, организовать там яхт-клуб, автостоянку, а также возвести конгресс-холл на 500 мест, ресторан, информационный центр и гостиничный комплекс.
Не обделены вниманием и соседние острова: на одном из них должна появиться «деревня отшельников» (другое название – «деревня соседей»), где в уединении и тишине люди смогли бы раствориться в атмосфере взаимопонимания. Говоря простым языком, это частная застройка. Наверняка жить в такой «деревне отшельников» смогут себе позволить только состоятельные люди.
– Мы много раз расписывали, где какие границы памятников, где охраняемые зоны, – объяснила тогда Аверьянова. – Но им это все просто не нужно и неинтересно. Они хотят понастроить на острове частные домики, мосты, устраивать какие-то гульбища. Когда Романов предлагает построить рядом с Преображенской церковью такую же, но для туристов, то что тут еще можно сказать?
После того как появилась информация о назначении Нелидова, Эльвира Аверьянова собрала еще одну экстренную пресс-конференцию, больше напоминавшую митинг. На встречу с журналистами пришли все сотрудники музея, не согласные с таким решением министра. В руках они держали плакаты с требованием не пустить Нелидова в музей. Аверьянова открыто заявила: если мы сейчас не отстоим Кижи, через год музея просто не будет.
– Я читала, что Нелидов рассказывал о Кижах на брифинге в Москве. Он же даже не понимает, о чем говорит! – объяснила Аверьянова. – А Романов, когда презентовал свою концепцию развития Кижей, даже не мог точно сказать, где находятся те памятники, о которых он нам всем рассказывал. Я не понимаю, как Нелидову вообще не стыдно браться за музей, после того что он сделал с нашей республикой?! Он ведь даже не представляет, что это такое!
Сотрудники заповедника посетовали: в последнее время российское правительство почему-то решило, что музеи должны приносить прибыль и зарабатывать деньги. Но при этом они забывают, что главная цель музеев – изучать и сохранять. А обеспечивать поток туристов – совсем не их задача.
– Мы боремся за сохранения первозданного вида каждого камня, который есть на острове, – говорит Аверьянова. – Но если к управлению музеем допустить Нелидова и его команду, начнутся захват территорий и повсеместное строительство. Причем строить будут там, где нельзя. Для этих людей главное – заработать деньги, а не сохранить историю. И очень скоро наш величайший памятник окажется зажат в тисках гостиниц, коттеджей, кафешек и баров…
Протест
На следующий день после назначения Нелидова волна протестов продолжила набирать обороты. Удивительно, но ни губернатор Карелии, ни министр культуры республики Елена Богданова о решении российского министра не знали, и для них возвращение Нелидова стало сюрпризом. В Законодательном собрании Карелии состоялось совещание, на котором смогли выступить все несогласные. А таковых набралось достаточно. Видные деятели культуры в один голос заявляли: Нелидов погубит величайший памятник истории и культуры. Параллельно на сайте музея начался сбор подписей против назначения Нелидова, которых быстро набралось больше 5 тысяч, а президенту Путину отправили срочную телеграмму. Главный реставратор памятников музея уволился после назначения нового директора.
Вмешался даже Международный антикоррупционный комитет, который базируется в Лондоне и в составленный которым список главных коррупционеров России в свое время попал Нелидов. Организация эта, мягко говоря, неоднозначная, поскольку в числе ее основателей есть люди далеко не безупречной репутации (вроде печально знаменитого Павла Бородатова). Тем не менее Международный антикоррупционный комитет – это звучит громко. Создатели организации отправили протест главе ЮНЕСКО.
Появилась информация о том, что в Карелию срочно выезжает замминистра культуры России Андрей Бусыгин. Он, кстати, присутствовал на том заседании, где Иван Романов презентовал свою концепцию развития Кижей. Но в итоге Бусыгин в Карелию не приехал, поэтому вместо запланированного на субботу митинга сотрудники музея провели встречу с депутатами и еще раз дали понять, что будут бороться до конца.
Впрочем, в Москве, похоже, к протестующим не прислушиваются. Аверьянова получила приказ об увольнении, а Нелидова официально назначили на должность директора с испытательным сроком один год. К своим обязанностям экс-глава Карелии приступил в понедельник. Говорят, Нелидов назначил своим заместителем Ивана Романова, но официального подтверждения этому пока нет. Сам бизнесмен отнекивается и говорит, что с новой должностью поздравлять его рано.
Нелидову обидно
Сам Нелидов не понимает, почему его назначение вызвало такую негативную реакцию. Как признался экс-губернатор, ему обидно, ведь он немало хорошего сделал для Кижей.
– Вопрос о замене директора заповедника встал уже не в первый раз, – рассказал Нелидов. – И дело тут не в плохой работе, просто 74 года – запредельный возраст для госслужащего. В прошлом году, еще при прежнем министре культуры России, мне удалось отстоять Аверьянову и убедить министра продлить с ней контракт. А сейчас и я уже не губернатор, и министр другой, поэтому и было принято это решение. Но ведь ее не просто так увольняют, а провожают со всеми почестями на другую должность. Я буду просить ее о том, чтобы она осталась в музее. Я считаю, в том, что сейчас происходит, нет объективных причин, только субъективные. Общественность кто-то намеренно вводит в заблуждение. Людям достаточно сказать: «Он будет разворовывать музейные ценности!» – и они начнут протестовать. А ведь так про любого человека можно сказать, чтобы его дискредитировать. Я два года был на публичной должности, и никто меня не может упрекнуть в том, что я что-то там разворовал!
Нелидов уверяет, что никаких глобальных перемен, кроме смены директора, в музее-заповеднике не будет. Все сотрудники останутся на своих местах, памятники – тоже. Музей будет укрепляться и расширяться, но никакой глобальной стройки новый директор начинать в ближайшее время не планирует.
– Все это пока на уровне идей и разговоров, – объясняет Нелидов. – Да, мы подумали, к примеру, что неплохо было бы, чтобы на острове появился конгресс-холл, где бы проходили концерты и разные культурные мероприятия. Но никто не кинется его сейчас же строить. В одном Эльвира Аверьянова права: у меня действительно нет опыта руководства музеем. Но зато у меня есть ученая степень доктора наук и серьезный послужной список, в котором много руководящих должностей. Я не позиционирую себя как очень опытного директора, который все знает. В руководстве музеем-заповедником «Кижи» буду опираться на опыт его сотрудников и на тот коллектив, который там есть.
Сейчас карельская общественность разделилась на два лагеря. Большинство, конечно же, категорически против Нелидова и готово пойти на все, лишь бы не пустить его на должность директора. Но есть и те, кто считает, что для Кижей, по большому счету, с приходом Нелидова ничего не изменится. А строить на острове коттеджи и рестораны ему вряд ли кто-то разрешит. Кто в итоге победит и прислушается ли московское начальство к протестующим – покажет время.
«Карельская Губернiя» следит за развитием событий.
Девлет Алиханов, первый вице-спикер ЗС РК: «Назначение Нелидова – серьезная ошибка»
– Решение министра культуры РФ Владимира Мединского назначить на пост директора музея-заповедника «Кижи» бывшего губернатора Карелии Андрея Нелидова, на мой взгляд, является серьезной ошибкой. Я допускаю, что свою роль в этом назначении сыграло умение Андрея Витальевича красиво говорить и рисовать воздушные замки. Великолепные артистические задатки, владение ораторским искусством, способность убеждать собеседника – отличительная особенность Нелидова-политика. Достаточно вспомнить его встречу в бытность главой Карелии с тогда премьер-министром РФ Владимиром Путиным, на которой он абсолютно серьезно говорил о том, что «в Карелии особых проблем нет», и рекламировал «мега-проект» «Пудожская ривьера». Все мы прекрасно знаем, чем это закончилось – мыльный пузырь лопнул. Однако это мы, жители Карелии, хорошо знаем, на что в реальности способен Андрей Нелидов как руководящий работник – у нас было почти два года, чтобы оценить его управленческие решения, загнавшие регион в экономическую яму. Мы знаем цену всем его идеям, начиная от строительства яхт-клубов на набережной Онежского озера и заканчивая созданием за бюджетный счет «Корпорации развития». А недавно назначенный министр культуры об этом может и не знать. Если бы правоохранительные органы, и в частности Генпрокуратура, предварительно провели проверку деятельности бывшего губернатора и довели результаты до сведения федеральных руководителей, это, вероятно, предостерегло бы Владимира Мединского от весьма сомнительного решения. В противном же случае его заявление о том, что «назначение таких опытных управленцев федерального уровня придаст импульс развитию туристической жемчужине», является, по сути, оскорблением всех жителей Карелии. А аргумент о том, что Нелидов «знает поименно всех ведущих сотрудников» музея, выглядит и вовсе смешно. Это решение Министерства культуры России вызвало возмущение широкой общественности региона. Я надеюсь, что открытое письмо сотрудников музея «Кижи» к президенту РФ, поддержанное многими жителями Карелии, возымеет свое действие и ошибка с назначением Андрея Нелидова на пост директора музея будет исправлена.