Общество Долгожданная премьера: «Анна Каренина» выходит в российский прокат

Губерния
№2 (868) 09.01.2013

Отличная новость для всех жителей Карелии: с 10 января на экранах кинотеатра «Калевала» можно увидеть фильм «Анна Каренина» знаменитого английского режиссера Джо Райта. Поводов сходить на него сразу несколько. Сами посудите, когда еще удастся полюбоваться на голливудскую звезду Киру Найтли в роли роковой героини русского романа, и на красавчика Джуда Лоу, который в фильме исполнил роль мужа Анны Карениной. Игру Киры Найтли критики и зрители уже назвали сенсационной, а Джуд Лоу, говорят, полностью растворился в своем персонаже. Но самое главное – несколько эпизодов фильма снимались у нас на о. Кижи! А в массовку отобрали семерых жителей Петрозаводска. И для того чтобы разглядеть родные сердцу карельские пейзажи, даже и присматриваться особо не надо: они занимают в фильме особое место.

Переоборудовали дом

Съемки эпизодов на Кижах длились всего два дня, но им предшествовала серьезная подготовка: в нашу республику прибыли 75 киношников. Они разместились в гостиницах на острове Кижи и близлежащих турбазах. Съемочную группу со «скарбом» на остров доставляли на вертолетах. Дом Левина англичане решили оборудовать в памятнике истории – доме крестьянина Николая Ошевнева. Правда, обстановка в карельской избе показалась иностранным киношникам слишком бедненькой. Поэтому с собой они привезли декорации и превратили дом Ошевнева в дом богатого дворянина. Стройка длилась несколько дней. Заповедник разрешил переоборудовать так называемый взвоз (эдакая бревенчатая «горка» в конце дома, по которой в его хозяйственную часть могла подняться лошадь с возом сена или сани с гостями. – Прим. авт.) в нарядное крыльцо. Получилось красиво. Правда, специалисты уверены: те, кто разбирается, все равно поймут, что это не центральный вход. Так что вот вам еще один повод сходить на фильм и проверить, так ли это на самом деле.

Не подошли англичанам и карельские лошади – они оказались стрижеными. А Джо Райту требовались лошади с длинной гривой, ведь раньше коней не стригли. Так что пятерых пышногривых актеров привезли аж из Москвы.

Русские лица

А вот жители Карелии английским киношникам приглянулись. Для так называемой «групповки», которая может даже промелькнуть в кадре крупным планом, требовались четверо «крепостных» мужчин и две женщины, один из мужчин должен изображать трубача. Англичане хотели, чтобы это были простые русские фактурные лица. Возраст – примерно от 30 до 50, русоволосые, с яркими лицами, но одновременно безликие, это ведь массовка. Участвовать в съемках фильма просились даже актеры из Санкт-Петербурга. Но киношники решили, что обойдутся и местными силами. Отбирали англичане очень тщательно. К примеру, просили даже прислать им фотографию рук трубача. А когда увидели среди предложенных фотографий профессиональные портреты актеров, то почти сразу же их отклонили.

Всего же в итоге в массовке задействовали семерых «крепостных», пардон… петрозаводчан. Отобрали двух женщин и пятерых мужчин. Взяли людей самых разных профессий: лаборантку медицинского факультета, участника команды КВН «13 факультет», пенсионера, трубача Руслана Девликамова, «Деда Мороза» с почти пятидесятилетним стажем Виктора Валдаева, члена Общественной палаты Карелии Анну Лопаткину и актера театра «Творческая мастерская» Юрия Максимова, которого киношники в итоге все-таки утвердили.

Суровый карельский климат и почти сорокоградусные морозы не напугали иностранцев, все эпизоды отсняли строго по графику. Участники массовки подписали строгий контракт. Им запретили фотографировать на съемочной площадке и разглашать подробности сюжета (да-да, «Анны Карениной»). В контракте были, к примеру, такие пункты: «актер обязан привести внешность в соответствие с образом и не менять ее в течение всего срока работ» и «необходимо строго следить за своим психологическим и физическим состоянием».

Мерзли, но снимали

Оказалось, «случайных» людей среди тех, кого отобрали в массовку, не было. Все в свое время уже проходили отбор для съемок в германском фильме «Сибирь» и их фотографии остались в картотеке. Максимов тогда даже снялся у немцев в эпизоде.

– Да и раньше мы все так или иначе пересекались, – рассказывает актер Юрий Максимов. – К примеру, Виктора Валдаева частенько зовут в кино из-за его колоритной бороды. Никакого кастинга не было. Лично мне просто позвонили за неделю до начала съемок и предложили поучаствовать в массовке. Спросили только, не сильно ли я изменился по сравнению с фотографией из картотеки. И все. Пришлось срочно отращивать бороду.

В гостиницу массовку доставили на болотовозе. От судна на воздушной подушке пришлось отказаться, потому что сотрудники МЧС побоялись ледяных торосов: мол, подушка оторвется и все утонут.

– Англичан везли на этом же болотовозе, – говорит Максимов. – Они всю дорогу смеялись. Для них поездка в Карелию – северное приключение. Кстати, моя борода от холода сделала столь желанный гримерам «пуффф». Накладная борода не потребовалась, снимался со своей. Гример потом долго удивлялся такому чуду. Труднее всего было бриться после съемок. Борода так отросла, что у меня пять станков ушло, чтобы в порядок себя привести.

Снимались две сцены: приезд Константина Левина и Кити Щербацкой в деревню после свадьбы и один предсвадебный деревенский эпизод. Петрозаводчан здорово насмешило, что в представлении англичан все русские крестьянки должны ходить с хворостом, а мужики – обязательно парами. В итоге парни два съемочных дня в кадре проходили как приклеенные друг к другу. А крестьянкам в руки постоянно совали хворост. Только дубль закончится – худенький, замерзший реквизитор с тележкой забирает хворост. Начинается съемка – он вручает хворост и убегает.

У режиссера прострелило спину

Грелись и переодевались актеры в единственном на острове отапливаемом доме – так называемом «Гоголевском». Причем никакого разделения между участниками массовки и главными героями не было. Роль Кити Щербацкой в фильме исполнила шведская актриса Алисия Викандер, сейчас она как раз снимается у нашего режиссера Бодрова. А Константина Левина сыграл рыжий англичанин Домналл Глисон, Билл Уизли из «Гарри Поттера». Ради роли он отпустил огромную рыжую бороду. В перерывах между съемками Глисон спокойно садился на диван между нашими актерами и принимался разучивать текст. Никто из участников массовки, увы, толком английский не знал, так что поболтать «за жизнь» не удалось. А режиссерские команды и так понятны: «экшн» – значит, пошли, «стоп» – значит, остановились.

– На острове стоял жуткий, мороз – 35 градусов, – вспоминает Юрий Максимов, – Снимаем эпизод: идет навстречу нашим крестьянам Домналл Глисон в черном сюртуке и цилиндре. Только он выходит из кадра – сразу прыгает в одеяла, на него накидывают шубу, надевают шапку и сажают в специальное кресло с подогревом. А Алисия Викандер в изящном пальто и платье с кринолином забегала к нам погреться. Она аккуратно задирала платье, чтобы не помять, а под ним – толстые болоньевые штаны. Половина английской группы приехала в больших утепленных куртках, со специальными обогревателями для рук и для ног и при этом – без шапок! Сам Джо Райт ходил в ушанке, закутанный во все самое теплое, с ледяными усами. От происходящего он получал огромное удовольствие, хотя под конец съемок ему «прострелило» спину.

Но самым большим героем был наш трубач Руслан Девликамов. Три с половиной часа он на морозе с голыми руками играл на трубе! После съемок подушечки пальцев у Руслана были почти отморожены. После съемок англичане принялись обнимать и целовать нашего трубача.

– Более демократичного режиссера, чем Джо Райт, я не встречал, – признается Юрий Максимов. – Он в восторге от русской литературы, считает себя воспитанником Русской кинематографической школы, любит Тарковского и Эйзенштейна. Пошутил: мол, хотел снимать в России 20 дней, но денег хватило только на три – очень дорогая у вас страна. Он объехал пол-России в поисках натуры. Летом побывал у нас на Кижах и был так впечатлен, что решил вернуться сюда зимой.

Ну что, заинтригованы? Тогда все на премьеру в «Калевалу»! Поддержим наших актеров!

Что говорят критики

– Амбициозный, иначе не назовешь, режиссер картины Джо Райт с первых же минут уносит в восхитительное путешествие по многоликой театральной сцене, позволяя оказаться среди актеров и красочного калейдоскопа декораций, и предлагает заглянуть за кулисы, где плетутся главные интриги и сплетни. Каждый кадр этого стремительного аттракциона полон жизни и особой истории.

***

– Восхитительная Кира Найтли стала поистине сенсацией этой театральной постановки. Ни для кого не секрет, что молодой актрисе блестяще удаются роли «несовременных» сильных и волевых женщин, вроде Лиззи из «Гордости и предубеждения», «Герцогини» Девонширской или Сесилии Талис из «Искупления». И в очередной раз Найтли показывает женскую натуру во всей ее красе; неприкрытая хрупкость, желание быть любимой, вечные терзания и сомнения, даже своего рода ненасытность – все показано с поразительной достоверностью.

***

– Джуд Лоу просто отменно сыграл Каренина, полностью растворившись в персонаже. За внешней сдержанностью и невыразительностью поведения и манер героя Лоу смог передать тот душевный конфликт, оскорбленные чувства, задетую гордость и по-прежнему сильную любовь к своей супруге.