Общество Пилот разбившегося самолета не имел права садиться за штурвал

Арина Громова
№2 (868) 09.01.2013

Стражи порядка назвали фамилию человека, который, по их мнению, виноват в крушении военного самолета СУ-27 в июне прошлого года.

Напомним, что истребитель, выделывавший фигуры высшего пилотажа над головами жителей Бесовца, упал всего в сотне метров от их домов. О том, что разбившийся СУ был исправен и птицы в его двигатель не попадали (а именно эти версии активно рассматривались изначально), стало известно еще в августе. Было понятно: к беде привел пресловутый «человеческий фактор», но вот чей? Следственные органы не спешили озвучивать эту информацию. В тот день на борту истребителя находились двое: командир 7000-й авиабазы, базирующейся в Воронеже, Канамат Баташев и петрозаводский летчик-снайпер, полковник Евгений Олейник. Оба пилота успели катапультироваться и при падении самолета не пострадали. После случившегося их отстранили от должностей. Однако вскоре генерал-майор Боташев был переведен на новое место работы и назначен руководителем Челябинской авиабазы.

В канун Нового года Военным следственным управлением Следственного комитета РФ по Западному военному округу все-таки было возбуждено уголовное дело в отношении конкретного человека. И его фигурантом стал Канамат Боташев. Его подозревают в «нарушении правил полета». И если дело дойдет до суда, летчик может оказаться за решеткой на срок до семи лет.

По данным следствия, в июне 2012-го Боташев руководил в Карелии летно-тактическими учениями. В один из дней, не пройдя подготовки и не имея допуска к полету на СУ-27, генерал-майор с чего-то решил поучаствовать в полете по воздушной разведке погоды. Изначально за штурвалом самолета находился тот, кто и должен был – полковник Евгений Олейник. Однако, оказавшись в небе, Канамат Боташев взял управление СУ-27 на себя и начал выполнять фигуры высшего пилотажа. Не зря жители домов, над которыми кружил самолет, так испугались происходящего. Ничего из того, что пилот самолета выделывал в небе, полетным заданием запланировано не было. Проблемы у Канамата Боташева начались в тот момент, когда генерал-майор выполнял фигуру «Колокол»: истребитель перешел в перевернутый штопор (штопор – это неуправляемое движение самолета и весьма опасное на малой высоте). Выправить истребитель пилоту не удалось. Самолет рухнул на землю, разрушился и загорелся. Истребитель стоимостью 100 миллионов рублей восстановлению не подлежит. Если Канамата Боташева осудят за случившееся, на его плечи может лечь непосильная ноша – возмещение государству материального вреда.