Спорт и отдых Худилайнен – дважды дед, у Пивненко – дочка в Германии

Евгения Покровская
№50 (864) 12.12.2012

Известных карельских политиков мы привыкли видеть в деловых костюмах, застегнутых на все пуговицы. И трудно представить, что чиновники – такие же люди, как и мы все: гуляют с собакой, лежат на диване, щелкают пультом от телевизора, воспитывают детей. На последнем пункте мы и решили остановиться поподробнее. А то как-то несправедливо получается: вип-родители всегда на виду, а об их чадах мало что известно. «Карельская Губернiя» выяснила, чем занимаются дети известных в нашей республике людей.

Нелидов – добрый отец

В семье экс-губернатора Карелии Андрея Нелидова до недавнего времени преобладали исключительно женщины: у Андрея Витальевича – три дочери, разница в возрасте между девушками – всего полтора года. Старшей Алене – 28 лет, средней Юлии – 26, а младшей Анастасии – 24. Все они замужем и живут в Питере. Год назад у экс-губернатора родился долгожданный сын Андрюша. А еще Нелидов – дважды дед.

– Все мои дочки закончили ФИНЭК и получили специальность экономиста, – рассказывает Андрей Витальевич. – Я их выбор полностью одобрил, все-таки второй университет в рейтинге по Северо-Западу. Хотя для девочек это и не самая простая специальность, но мне сложно им было тут что-то посоветовать – ведь для женщины роль жены и матери все-таки важнее. Поэтому я рад, что старшая и средняя дочери сразу после университета вышли замуж и подарили мне двух прекрасных внуков. Самая амбициозная у меня младшая дочь – она совершенно самостоятельно устроилась в исполком партии «Единая Россия», ей искренне интересна политика. Ради этого Анастасия даже начала получать второе высшее образование – в Академии госслужбы при Президенте России. Зятья у меня – самые простые, не какие-нибудь олигархи. Выбор дочек я полностью одобряю, хорошо, что зятья сами всего хотят добиться в этой жизни. У младшей дочери муж – капитан полиции, у средней – лесник, работает в лесном хозяйстве, а у старшей – бизнесмен, бывший депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Нелидов признается: воспитывать дочек – одно удовольствие, девочки более ласковые и нежные, именно поэтому мужчины часто мечтают еще и о сыне-сорванце. Андрей Витальевич всегда хотел большую семью. Говорит, если ребенок в семье один, он почти наверняка вырастет эгоистом, двое – уже лучше, а трое – золотая середина. Дети уже и поспорить друг с другом могут, а ведь истина именно в споре и рождается.

– Сам я считаю, что я – добрый отец, хотя все мне говорят, что я – строгий, – смеется Нелидов. – Я сам воспитывался в семье, где существовали определенные правила. И своим дочерям я их старался привить. А вообще, воспитывать детей, когда ты молодой и когда ты уже в возрасте – это две совершенно разные вещи. Когда тебе лет 30, с детьми проводишь не так много времени, как хотелось бы. Нужно чего-то добиваться, крутиться, деньги зарабатывать. Да ты и сам еще почти ребенок. А когда ты уже повзрослел и все проблемы, в том числе материальные, решены, это уже совсем другие ощущения! Я это понял, когда родился Андрюша. Он у нас ранний ребенок, уже в 10 месяцев пошел. Как сложится его судьба – я не загадываю, это во многом зависит от того, где мы будем жить.

У Пивненко – характерные дети

У депутата Госдумы Валентины Пивненко двое детей – сын и дочь. Сын Роман – директор карельского филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте России, кандидат исторических наук, сейчас работает над докторской, у него есть сын Никита. А дочка Пивненко переехала жить в Германию, там она вышла замуж за немца. Валентина Николаевна признается, что всегда была занятой матерью, и охотно рассказывает о детях, хотя и уверяет, что они у нее обычные.

– Точно могу сказать: у меня трудолюбивые дети, – объяснила она в одном из своих интервью. – Оба они хорошо учились в школе. Сын еще с четвертого курса университета начал преподавать в школе. Он работал на полторы ставки, параллельно учился в аспирантуре и работал над диссертацией. Защитив диссертацию, он еще год продолжал преподавать в школе, и только после этого его убедили перейти на работу в высшее учебное заведение. А дочь закончила с красным дипломом факультет иностранных языков Карельской педакадемии. Она и в Германии самостоятельный человек, не слишком зависит от мужа. Катя прошла серьезный конкурс, для того чтобы получить право учиться в этой стране, ее специальность – «экономика промышленности». Теперь работает в старинной известной фирме, производящей кожу для мебели. У моих детей есть и характер, и голова на плечах. Оба закончили музыкальную школу: сын – по классу скрипки, а дочь – фортепиано. Они оба могли бы стать профессиональными музыкантами, если бы захотели. Hо характер был с детства, сами определялись, кем быть дальше.

Селянин с детьми не нянчится

Бывший министр образования Карелии, а ныне – депутат Заксобрания Карелии Александр Селянин тоже всегда хотел большую семью. И мечты сбылись – у него трое детей. Старшая дочка Александра учится в ПетрГУ на филологическом факультете, средняя дочь Соня в питерском Политехе получает специальность менеджера, а младший сын Глеб сейчас служит в армии. Сначала он поступил в университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича, хотел заниматься многоканальными системами связи, но потом понял, что это не его. Селянин сына полностью поддержал.

– Думаю, это правильное решение, – объясняет он. – Нужно заниматься тем, что нравится, а не учиться просто ради диплома. Именно поэтому я доволен, что старшая дочь будет филологом. По-моему, это базовое универсальное образование, которое пригодится в любой сфере. Обе дочки у меня самостоятельные, периодически подрабатывают в сети общепита. У Александры была возможность остаться жить в Америке – еще в школе она самостоятельно прошла конкурсный отбор и уехала туда учиться. Ей предлагали продолжить образование, на личном фронте у нее тоже там все было в порядке, но она решила вернуться. Когда Александра приехала, я ей сразу сказал, что рад ее возвращению. Специально никого из своих детей я за границу учиться не отправлял. И хочу, чтобы они жили в нашей стране.

Взгляд на воспитание детей у Селянина особый. Он уверен, что родители с ними должны быть максимально откровенными. А еще он уверен, что жить для детей и нянчиться с ними – неправильно.

Внук Шмыкова – байкер

Уполномоченный по правам человека в Карелии Валентин Шмыков своим сыном Александром и внуком Ильей гордится. Говорит, рад, что выросли такие самостоятельные люди. Особенно нравится ему то, что оба они, как и сам Валентин Александрович, отслужили в армии. И никто из них не курит. У сына Шмыкова два высших образования: он закончил истфак и юрфак, восемь лет отработал в Петрозаводской таможне, дослужился до помощника начальника, а потом перешел в Управление по обеспечению деятельности мировых судей, где за семь лет дорос до начальника Управления. Сейчас Александр Шмыков возглавляет организационный отдел в администрации Петрозаводска.

– Помогал ли я сыну? Скажем так – наблюдал за его жизнью и участвовал в процессе его становления, – рассказывает Валентин Шмыков. – В воспитании я всегда придерживался классического принципа – убеждение, принуждение, поощрение и личный пример. Хотя я знал, что ни сын, ни внук никогда не пойдут по моим стопам. Это просто невозможно – я рос совсем в другое время. Мой внук тоже поступил на юридический, но потом на год ушел в армию. Когда вернулся, устроился на почти рабочую должность в фирму, которая занимается установкой спутниковых тарелок. Попросил меня не помогать ему, сказал, все сам будет делать. Илья у нас вообще очень интересный человек – он байкер, любит машины и мотоциклы. А еще лучше всех в семье понимает в технике и в компьютерах.

Губернатор о сыне не рассказывал

О сыне нынешнего губернатора Александра Худилайнена мало что известно. В пресс-службе карельского правительства нам сказали, что ничего не знают: мол, губернатор о нем ничего не рассказывал. Живет он в Питере, воспитывает дочку и сына. Внучка у Худилайнена, кстати, родилась в его день рождения – 2 мая. У сенатора Сергея Катанандова – двое сыновей. Старший сын Александр – программист. Младший сын Денис по образованию юрист, трудился следователем в городской прокуратуре, теперь – судья в Суоярвском районном суде. А еще у Катанандова пятеро внуков. Говорят, Сергей Леонидович всегда считал, что главное – дать сыновьям хорошее образование, а дальше по жизни пусть они сами разбираются. Причем он хотел, чтобы учились они именно в Карелии.

У экс-мэра Петрозаводска, а ныне главы Рослесхоза Виктора Маслякова двое детей: дочь – школьница и взрослый сын Дмитрий, который сейчас работает в таможне. У нынешнего мэра Петрозаводска Николая Левина детей тоже двое. Старший сын – военный, живет в Питере, куда его перевезла супруга, бывшая жительница Беломорска. Младший сын Левина – юрист, живет в Петрозаводске. У мэра есть четырехлетний внук и годовалая внучка, оба – от старшего сына. Младший хоть и женат, детьми еще не обзавелся.

Интересно, что среди карельских политиков чаще встречаются многодетные отцы. Так, пятерых детей воспитал первый заместитель главы Карелии по региональной политике Александр Чаженгин. Пятеро детей и у председателя Петросовета Олега Фокина.