Тема номера Мог ли «костомукшский поджигатель» поджечь две машины за 8 минут?

Арина Громова
№50 (864) 12.12.2012

История с фанатичным уничтожением машин космукшских стражей порядка продолжает обрастать интересными подробностями. Ознакомившись с уголовным делом и осмотрев места преступлений, новый адвокат Эдуарда Ганеева пришла к интересным выводам. Чтобы поджечь полицейские машины, Ганеев должен обладать суперспособностями, а костомукшские полицейские просто поразительной рассеянностью.

Видео и собаки не помогли

В Костомукше мало кто верит в то, что известный в городе добровольный борец с преступностью 43-летний Эдуард Ганеев, обидевшись на стражей порядка, в одиночестве в три захода сжег девять полицейских автомобилей. Напомним, что в мае и июне этого года в городе горняков сгорели четыре личные автомашины стражей порядка, а в октябре – четыре служебные и еще одна личная.

– В одиночку сделать все то, что приписывают Ганееву, нереально, – говорит его адвокат Ольга Рыбалова.

И с этим невозможно не согласиться. В сводке МЧС Карелии за 26 июля значится, что одна машина загорелась ночью в 2 часа 35 минут, а другая – в 2 часа 43 минуты. Чтобы поджечь второй автомобиль, Эдуарду Ганееву нужно было за 8 минут с канистрой в руках преодолеть весьма приличное расстояние.

Даже если предположить, что он был на машине, этого времени все равно слишком мало, – размышляет защитник. – А пешком так и вовсе нереально.

Однако самый странный поджог – последний. В октябре машины загорелись не где-нибудь, а прямо на территории Костомукшского отдела полиции.

Это не открытая территория. Она огорожена забором, оборудована видеокамерами и охраняется собаками, – говорит Ольга Рыбалова. – Каким образом посторонний человек мог там что-то поджечь?

Сами?

Адвокат обратила внимание и на то, что поджогов было пять. То есть преступник поджигал каждую машину в отдельности (не загорелись они все от одной), да еще и делал это, согласно версии следствия, при помощи тряпок и дизельного топлива:

– Это нужно факел облить дизтопливом (а оно не воспламеняется, как бензин: для возгорания нужна определенная температура), бросить его на машину, сделать второй, третий, четвертый. Поджечь пятый автомобиль, который находился на достаточном расстоянии от четырех, и только потом уйти. Как можно при таком количестве затраченного на поджоги времени не увидеть происходящего в видеокамере?

В Костомукше давно ходят слухи о том, что в отношениях местных стражей порядка не все гладко. По версии Ольги Рыбаловой, поджоги автомобилей на улицах города могли стать результатом их внутренних разборок, а поджог на территории отдела полиции – способом увести от себя подозрения.

Странная месть

Мы уже писали о том, что, по версии следствия, поджигая автомобили, Ганеев мстил полицейским за некогда заведенное на него уголовное дело.

– О какой мести можно рассуждать, если вину Ганеева в хищении имущества из гаражей (а подозревали его именно в этом) не доказали, как ни пытались. Он не осужден, и до настоящего времени даже не известно, в какой стадии производства находится данное дело, – говорит адвокат подозреваемого. – Прошло четыре года. В суд оно не попало. Если бы Ганеев хотел отомстить полиции, он бы подал исковое заявление в суд о взыскании морального вреда за два года травли и издевательств над ним.

По результатам расследования того уголовного дела за нарушение процессуального законодательства два сотрудника полиции были депримированы и привлечены к дисциплинарной ответственности.

Любопытно и то, что ни один из тех сотрудников полиции, чьи машины были сожжены, к возбуждению и расследованию злополучного дела о хищениях не имел вообще никакого отношения.

– Они не принимали участие ни в задержании, ни в арестах, ни в допросах, – говорит Ольга Рыбалова. – Если уж и поджигать машины, так обидчиков. Чужие-то зачем?

Самаритянин

Эдуарда Ганеева в городе знают не только как борца с полицейским произволом (в одном из предыдущих номеров мы писали о том, что он долгое время выкладывал в Интернет ролики под общим заголовком «Беспредел ментов в Костомукше»), но и просто как порядочного человека.

Вот что писали о нем в местной прессе:

«Он поистине самаритянин, человек, который живет тем, что совершает добрые дела. Для него это, пожалуй, смысл жизни. По-другому он не умеет жить. Многие, наверное, его воспринимают как чудака, потому что он не такой, как все… Два-три года назад в подъезде своего пятиэтажного дома он своими руками и за свой счет сделал ремонт. Причем не абы как, а с любовью. У парадного входа покрасил скамейку, обложил ее камешками, которые выкрасил в яркие цвета. На входной двери установил амортизатор, чтобы двери плавно закрывались, колясочную на первом этаже оббил вагонкой и покрыл лаком, стены с первого по пятый этаж выкрасил в розовый цвет, отремонтировал все плафоны. Одни соседи проходили мимо, пожимая плечами, думая: чудак, мол, другие – хвалили, говорили: «Молодец, Эдик!». А самаритянин с одной зарплаты покупал – одно, со следующей – другое. Так потихоньку и закончил ремонт. Теперь этот подъезд во всем доме – показательный… На очень модный нынче вопрос: «Зачем тебе это надо?» – он отвечает: «Хочется жить в чистоте и порядке, и мне не в тягость дополнительные хлопоты».

Однажды Ганеев помог предотвратить кражу из местного магазина: задержал двух преступников, а после выступил свидетелем при их осуждении. Он же неоднократно принимал участие в предупреждении хищения ценностей и дизтоплива с территории «Карельского окатыша», за что был отмечен приказом по комбинату и дважды поощрен денежной премией.

Почему Ганеев?

– У Ганеева есть дар к раскрытию преступлений, – говорит Ольга Рыбалова. – Его неоднократно приглашали работать в милицию, но Эдуард не хотел надевать форму, хотя помогать сотрудникам милиции не отказывался.

Помогал, раскрывал, задерживал. С чего же вдруг его самого начали задерживать и пытаться привлечь сначала за одни преступления, теперь за другие? Эдуард сбился с правильного пути?

– Он просто стал неугоден, – объясняет повышенный интерес стражей порядка к ее подзащитному Ольга Рыбалова.

Дело в том, что однажды Эдуард Ганеев нашел и сдал в полицию карабин, а спустя некоторое время до него дошли слухи, что оружие куда-то пропало из отдела полиции. По документам получалось, что он сдал одно оружие, а уничтожено было совсем другое. Тогда мужчина обратился в органы с просьбой разобраться в ситуации. Разобрались, в возбуждении уголовного дела отказали. Тогда Ганеев обратился в Республиканскую прокуратуру, которая в свою очередь инициировала новую проверку по его заявлению. Ее результат просто умиляет своей беспардонностью:

«В ходе проверки было установлено, что пятизарядный карабин (данное наименование огнестрельного оружия указано в заявлении Ганеева; нарезное огнестрельное охотничье оружие (КО-44), как указано в справке об исследовании), охотничий карабин самодельный (как указано в журнале учета сданного, изъятого и найденного оружия Костомукшского ГОВД; винтовка Мосина, как указывает в своих показаниях следователь), обрез винтовки 7.63 б/н (как указано в ответе на запрос МВД РК) являются одним и тем же оружием, которое было сдано Ганеевым Г.Э.»

– Наиглупейшая отписка. Это говорит о том, что никакого учета оружия там нет, – говорит Ольга Рыбалова. – Все указанные в данном постановлении документы – официальные. Как в них может твориться такой беспорядок? Но когда гражданские лица начинают бороться вот с этим беззаконием, их подвергают тому, чему подвергся Ганеев. В отношении него тут же пошли материалы.

Мы не знаем, совершал Эдуард Ганеев преступления, в которых его подозревают, или нет. Не знаем, причастны ли к ним сотрудники полиции. Но очень надеемся, что в ходе следствия все прояснится. Любую версию нужно качественно проверять. «Карельская Губернiя» следит за развитием событий.