Спорт и отдых Основной инстинкт из XIX века

Александр Радченя
№40 (802) 05.10.2011

Если вам любопытно, что чувствует одинокая женщина, запутавшаяся не только в своих мыслях, но и в отношениях с окружающим миром, и к чему все это может привести, сходите в Национальный театр на спектакль «Фрекен Жюли» по пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга.

Пьеса, написанная в 1888 году, поначалу была отвергнута, ибо не соответствовала чопорным, лицемерным нормам буржуазного общества XIX века. Ведь автор затронул не только тему любви, но и физиологию отношений мужчины и женщины. Главная героиня – фрекен Жюли – дочь графа, всем чужая и непонятная, страдает от нелюбви. В Иванову ночь она остается в доме одна со слугами, и ее соблазняет лакей Жан. Впрочем, это еще вопрос, кто кого соблазнил. Убоявшись позора, героиня не знает, как быть.

Успех к «Фрекен Жюли» пришел в начале XX века, и до сих пор это одна из востребованных пьес на мировых подмостках. В России сейчас пьеса идет одновременно в нескольких столичных театрах. Закономерно, что к Стриндбергу обратился Национальный театр, заботливо относящийся к репертуару. Спектакль смотрится на едином дыхании. Немалая в этом заслуга талантливой актрисы Элли Нярья.

– Какие чувства вы испытываете к своей героине? Вам ее жалко? Вы ее осуждаете?

– Фрекен Жюли – человек, очень тонко чувствующий этот мир, который, на мой взгляд, не так уж сильно изменился с тех пор, если говорить о человеческой душе. Всем нам, а женщинам, думаю, особенно, хочется простого человеческого счастья. Правда, кто ответит: что такое счастье? Наверное, это любовь. Фрекен Жюли нелюбима, а ей очень хочется любви. Разве за это можно её осуждать? Когда сказали, что мне предстоит эта роль, я почувствовала себя счастливой. Потому что все актрисы мечтают сыграть фрекен Жюли. Роли несчастных гораздо интереснее, чем счастливых.