Спорт и отдых Золото в жизни Леонида Красавцева

Евгения Волункова
№36 (798) 07.09.2011

Леонид Красавцев – единственный в Карелии ювелир, работающий в технике филиграни. Техника ручная, сложная в исполнении: из тонких проволочек пинцетиком загибается рисунок, собираются детали... Красавцев – член Творческого союза художников России. Регулярно участвует в выставках. На его счету сотни удивительных украшений, некоторые находятся в частных коллекциях во Франции, Германии и других странах Европы. Может похвастаться дипломом Российской академии художеств, подписанным Церетели.

При всех этих достижениях ювелирное дело – всего лишь хобби Красавцева. По образованию он физик-ракетчик и много лет преподает астрономию во Дворце творчества детей и юношества на ул. Красной. Даже не знаешь, о чем его в первую очередь спрашивать: о звездах или о драгоценных металлах.

Золото? В тюрьму!

– Проблем у ювелиров много: живем-то мы в России. У нас ювелирное дело не развивается. Сейчас хоть стало полегче, потому что в Сбербанке можно купить металл. Слиток. Правда, за то, что я покупаю не бумаги (это когда деньги вкладываешь в золото и оно лежит в банке. – Прим. авт.), а металл, должен еще 20 процентов сверху заплатить. А ведь золото и так стоит 1800 рублей за грамм!

Раньше драгоценный металл вообще нельзя было купить. Приходит человек к вам, приносит свой материал, и вы из него делаете. Из своего, кстати, нельзя было работать на заказ ни тогда, ни сейчас тоже – это незаконный оборот драгметаллов получается. Но работали тайком... При советской власти, если тебя подсидеть хотели, такие вещи делались: приходит человек к ювелиру и говорит: «Вот у меня тут что-то колечко стало тусклым...» Берешь его на шлифовку или полировку. Отдаешь. Следом приходят ребята, делают срез со шлифовальной щетки: золото. И в тюрьму. Сам я не попадал в такие передряги. Как член Творческого союза художников я работаю для выставок, и то, что создаю, не является производством. Если ко мне придут, я скажу: «Себе полировал».

Я сейчас с заказами не работаю. И уже не обучаю. Мастерской нет – дорого ее содержать. Только выставки идут регулярно. С ними тоже много хлопот. С одной моей выставки украли все: охраны не было. Хотя, бывает, охрана только мешает. Однажды во время выставки я уехал в командировку. Возвращаюсь, мне говорят: «Мы тут ваши работы изо всех сил охраняем!» И рассказывают, что приезжала одна дама – туристка из Франции, которая хотела скупить все, еле отбились. А я говорю: «Так что ж вы не продали?».

Про безвкусицу

– Слухи о том, что ювелиры сплошь богачи – миф. Сегодня они не имеют тех доходов, что раньше. Раньше ювелиров имело смысл грабить, а сегодня ювелирным делом не прожить. Выгодных и интересных заказов нет, а заниматься ремеслом не хочется. Наши новорощенные нувориши попали из грязи в князи, образование отсутствует, вкус – тоже. Ему кусок золота повесь на шею – он и рад. Закажет цепь в палец толщиной – и все: красиво. Женщины носят бижутерию, даже состоятельные. А когда я жил в Днепропетровске, бижутерию носили продавщицы, секретарши. А люди, причисляющие себя к «прослойке», из салона мельхиор носили или золото. Бывает, конечно, так, что вкус есть, но денег нет. Работают люди в основном на желудок, какие уж тут изделия на заказ...

Вообще, о том, чтобы ювелиром быть, я не думал. Подростком, лет в 15, сделал из полтинника серебряное кольцо. Без инструмента, со сверлом и зубильцем. А потом университет, то-се... Мы жили в Иркутске, потом папа переехал в Украину. Я остался. Окончил физический факультет, работал в институте. Меня хотели в аспирантуру, а я уже был женат, с ребенком, и мне не светило прожить на стипендию аспиранта в 90 рублей. Тут случилась армия. Решил из Днепропетровска призываться, чтобы потом туда вернуться.

Суржик

– В Днепропетровске было конструкторское бюро Южное, которое занималось проектированием стратегических ракет и космических носителей. Я в нем 15 лет проработал. Поскольку работал не в культуре, то на язык внимания не обращал особо. Но манера разговаривать меня в Украине поражала. В Днепропетровске большая часть населения говорила на суржике. Это когда вместо «семечки» – «семачки», «шо» – вместо «что». Все это в кучу, с мягким русским «э» дает суржик. Черт-те что...

После КБ я ушел в университет. И случайно познакомился с одним ювелиром. Попросил его показать, как что делается. Взял у него проволочки, сделал рисунок, собрал и спаял. Сразу. Получились серьги. И ювелир мне сказал: «Ну тогда беру тебя в ученики». Я стал заниматься ювелиркой каждый день. А в девяносто первом случился переворотец – и все стало рушиться... Моя жена родилась в Карелии, вот мы и приехали. Здесь ракетами никто не занимается, заново делать карьеру не было смысла. Поэтому решил преподавать ювелирное дело. Сразу стал в выставках участвовать.

Качество золота

– Есть люди, которые говорят: «Я не выношу золото». Меня коробит от таких слов. Золото – очень красивый металл, из него изумительные работы делают. Золото более практично, меньше подвержено коррозии. Не зря этот металл «благородным» называют: он не окисляется. Правда, когда вы покупаете золото, оно часто очень легированное оказывается – с соединениями других металлов.

В магазине вам никто гарантию качества не даст. Магазин золото покупает, смотрит: стоит проба. И хорошо. А соответствует ли она содержимому? Клеймо завода можно подделать. Кругом – подпольные производства: Турция, Италия... Такой металл не то что плавить, прогреть не успеешь, – золото трещинами пойдет. А стоит 585 проба. Хлам. Так что если купили колечко, сходите в Петрозаводске на ул. Герцена в Художественный салон. Там человек сидит, ювелир, который хотя бы приблизительно скажет, золото ли это и какого качества. Доказывать, правда, что-то потом бесполезно. Магазин ничем не поможет, а с заводом судиться бессмысленно. Гарантии на ювелирные изделия не бывает, увы.

Золото, кстати, еще будет дорожать. В драгметаллы можно смело деньги вкладывать, так же, как в валюту и нефть. Купили бумагу и пусть она в банке лежит. Потом деньги понадобятся – банк у вас выкупит. Только покупать нужно на хорошем падении цены – ловить момент.

НЛО

– Астрономия мне в кайф – у меня есть дома небольшой телескоп, я в него за звездным небом наблюдаю. Пенсия у меня небольшая, поэтому я немного, на полставки, преподаю в обсерватории. Оплата мизерная, как везде в России.

Работая, вижу нашу астрономическую безграмотность. Она поражает! Пришли молодые люди на экскурсию. Я говорю: «Ну, вы Солнечную систему себе представляете? Что вокруг чего крутится?» Они мне: «Как что? Солнце вокруг Земли». Понимаете, до какой степени дошла безграмотность? Такие вещи говорят! И дополнительное образование, которое я даю, хоть немножко восполняет этот недостаток.

В НЛО верю. Что-то есть неизвестное науке. Я видел сам, еще в Иркутске, огромные конусы, которые размножились в небе. Но, может, это был пуск ракет. У нас сама Земля-то плохо изучена, что про космос говорить! Люди некоторые мечтают о путешествии к звездам. А я говорю: «Вот ты прилетишь, и что? Звезда больше солнца раз в пять, там шарашит радиация так, что мама не горюй. Чего делать-то там?».

Сам бы я не хотел никуда лететь – я знаю, что там ни фига хорошего. А увидеть – другое дело.