Политика Как Рублев-Успенский отхватил Сортавальской земли

Александр Фукс
№34 (796) 24.08.2011

Депутаты Сортавальского района направили в Карельскую прокуратуру письмо, в котором просили разобраться с тем, как в их районе выделяются земельные участки. По мнению депутатов, происходит это с явными нарушениями законов. Огромные территории на берегу Ладожского озера отдаются в аренду на 49 лет под дачные участки небольшим группам людей в обход существующих правил.

Кто заказывал такси на Дубравку

В апреле «Карельская Губернiя» уже писала на эту тему. Тогда речь шла о дачном кооперативе «Дубравка», учредителями которого являлись всего три человека: бывший директор совхоза, на территории которого находилась облюбованная земля, Дубровский, новый директор совхоза Монахов и бывший начальник муниципального учреждения «Архитектура и градостроительство», оформлявший нужные документы, Павлов. По закону на одного человека может быть выделено не более 15 соток земли. Участок же, который получили Дубровский, Павлов и Монахов, был в десять раз больше. На нем могли разместиться порядка пятидесяти дачных участков, но администрация района по какой-то непонятной причине сочла возможным поделить этот живописный кусок отечества на троих. Кроме того, была нарушена положенная процедура. По закону желающие получить участок должны сначала сформировать кооператив, затем каждый из них обязан написать заявление и прислать его в администрацию. Информация об образовании кооператива должна быть опубликована в СМИ, и, если в течение месяца на этот участок не заявятся другие претенденты, он может быть передан в аренду данному кооперативу. Если же иные желающие появятся, то земля будет разыгрываться на аукционе. Однако ничего этого сделано не было. Дубровский, Павлов и Монахов получили более 8 гектаров земли просто так.

Почему такое произошло? Чем руководствовалась администрация, выписывая подобное разрешение? Было это сделано по чьей-то наивной невнимательности, или по дружбе, или по каким-то иным, менее бескорыстным причинам? С этими вопросами отстраненный от должности глава Сортавальского района Александр Соколов (на фото) обратился в апреле в Прокуратуру республики. А та спустила это заявление в прокуратуру района, предписав той во всем тщательно разобраться. В результате же Александр Соколов получил от прокурора Фреймана письмо, из которого узнал, что нарушения при выделении участка под Дубравку действительно установлены, землю следует вернуть администрации района, но про то, по чьей вине и почему это произошло, в данном письме не было сказано ни слова.

– По-моему, это довольно странный ответ, – недоумевает Соколов. – Вроде как нарушение закона есть, но в нем никто не виноват.

Меж тем участок под Дубравкой стоит нетронутым, на нем не ведется никакой садоводческой деятельности и не строятся дачи. По убеждению Соколова, район мог продать эту землю и выручить за нее миллионы рублей. А в результате участок сдается в аренду за очень небольшие деньги и есть опасение, что скоро он будет продан членами этого «кооператива» каким-нибудь москвичам или питерцам. Тогда уже район денег точно не получит.

Корреспондент «Карельской Губернiи» попытался связаться с главой Сортавальской администрации Леонидом Гулевичем, чтобы узнать, почему он дал разрешение на столь странное распределение земельного участка, но Леонид Петрович оказался в отпуске за границей. Правда, выяснилось, что его обязанности сейчас исполняет тот самый Андрей Дубровский, который является одним из трех учредителей Дубравки. На вопросы «Карельской Губернiи» он отвечать попросту отказался.

Преступления не видят?

Впоследствии, по словам Соколова, оказалось, что Дубравка – не единственный кооператив, под который земли выделялись в обход закона. По похожей схеме в руках одного человека оказалось 32 гектара земли на территории Кааламского сельского поселения – СНТ «Калевала». По существующим нормам на такой кусок угодий могли претендовать около 200 человек, но опять же каким-то странным образом вся земля досталась некоему петрозаводчанину Рублеву-Успенскому. Жалобы в прокуратуру были удостоены того же ответа. Но прокуратура хотя бы обнаружила в этих историях нарушения. Остальные силовые подразделения Карелии и вовсе не видят в сложившейся ситуации ничего особенного. Следственный комитет республики передал дело в карельское МВД, те спустили его своим сортавальским коллегам, а сортавальские полицейские не обнаружили тут никаких следов преступления. В свою очередь Следственный комитет Сортавальского района также не увидел здесь повода для того, чтобы возбудиться. В их официальном письме сказано, что Следственный комитет регистрирует лишь «заявления о преступлении, явку с повинной и рапорт об обнаружении признаков преступления», а депутаты и Соколов написали письма о предполагаемых «нарушениях порядка», что не подпадает под юрисдикцию Следственного комитета.

– Как объяснить, что им наготово присылают документы, указывающие на нарушения, а они ничего не предпринимают. Как я могу характеризовать что-либо как преступление? Я же не суд и не следователь. Я могу лишь обратить их внимание на те или иные нарушения закона, а определять, есть ли там состав преступления или нет, это ведь их работа, – разводит руками Соколов.

Действительно, позиция силовиков удивляет. Ведь когда им нужно, они могут проводить самые тонкие и ловкие следственно-разыскные мероприятия. Как было, например, в случае с самим Соколовым. Напомним, что в свое время к нему пришел бизнесмен, заранее снабженный записывающей аппаратурой, а потом Соколова обвинили во взятке. Следствие ведется уже более восьми месяцев, немалые деньги тратятся на различные экспертизы для того, чтобы все-таки доказать, что глава Сортавальского района принудил бизнесмена Нецветова заплатить за себя целых 12,5 тысячи рублей. И при этом к фактам незаконного распределения земельных участков, за которыми могут стоять в разы большие суммы, они остаются удивительно равнодушными.

– Район загибается, – говорит Соколов. – Мы сегодня занимаем первое место в республике по задолженности по зарплатам, сегодня эта цифра превышает 40 миллионов рублей. Практически не ведется подготовка к отопительному сезону, закрываются совхозы. И при этом земли за бесценок раздаются в частные руки, чтобы быть проданными. Сейчас в Интернете уже появляются предложения о продаже этих участков. Из-за подобной политики район теряет миллионы рублей.

Нам трудно судить, что именно происходит в Сортавальском районе. Но, наверное, действительно для этого и существуют правоохранительные органы, которые должны наконец в этом разобраться, а не делать вид, что ничего не происходит.