Спорт и отдых Губернская летопись

Александр Фукс
№20 (782) 18.05.2011

В 2006 году мир трепетал в ожидании «птичьего» гриппа, в финале чемпионата мира по футболу Зидан вошел в историю, боднув в грудь Матерацци, а американцы казнили Хуссейна. Впрочем, и Карелия в том году не осталась на задворках истории. Именно в 2006-м весь мир узнал странное слово Кондопога.

Летят перелетные главы

За несколько дней маленький карельский город Кондопога стал известен всему миру. В кафе «Чайка» произошло настоящее побоище. Большинство очевидцев сходились на том, что сначала группа местных добрых молодцев избила бармена этого заведения, а потом откуда ни возьмись приехали девять чеченцев с ножами, битами и арматурой и положили всех, кто попадался им на пути. Двоих убили, еще семеро были тяжело ранены. По миру поползли слухи о ритуальных глумлениях над трупами – в частности, об отрезанном ухе. Впоследствии выяснилось, что «фрагмент ушной раковины» отрезала русская женщина-врач для проведения медико-криминальной экспертизы.

Через три дня после трагедии в Кондопоге состоялся митинг, на котором народ призывал изгнать выходцев с Кавказа в 24 часа, а горячие головы предлагали даже убить за каждого убитого кондопожанина по два чеченца. Затем восставшие массы закидали яйцами мэрию и порвали милицейскому начальнику погон. После чего пошли штурмовать «Чайку». Толпа жгла машины, переворачивала киоски, бросалась бутылками с горючей смесью. Наконец кафе было предано огню. Наутро 109 погромщиков очнулись в застенках...

В результате в Карелии слетели с постов практически все главные силовики республики: министр МВД Михайлов, начальник ФСБ Дорофеев и прокурор Панасенко. И даже губернатор висел на волоске, когда сам Путин позвонил ему и не дозвонился. Сергей Леонидович аккурат в тот момент летели на отдых в Португалию. Президент после говорил, что такое случилось впервые в его практике. Ну чтобы не суметь дозвониться до подданного. Даже демонстративно забыл фамилию нашего «португальца». Интернет запестрел заголовками «Его разыскивает президент», «Обнаружен пропавший глава Карелии», «Сергея Катанандова поймали» и так далее. Губернатор был вынужден прервать отпуск, вернуться и повиниться перед самодержцем. Был прощен.

Золотой писсуар

«Карельская Губернiя» продолжала дразнить народ удивительными сведениями о том, на что тратятся бюджетные деньги. Так, к примеру, в 2006 году Министерство финансов установило в своих кабинетах стеклопакеты на сумму 1 миллион 246 тысяч рублей. 50 окон. В среднем – по тысяче долларов за окно. Министерство строительства отремонтировало себе крышу за 507 тысяч 980 рублей. Для сравнения: на кровлю интерната № 18 в Повенце казна смогла изыскать только 70 тысяч рублей. Министерство промышленности и природных ресурсов очень нуждалось в автомобиле Nissan Patrol за 1,5 миллиона рублей, а Хозяйственное управление при администрации главы РК томилось в ожидании машины Ford Focus Comfort за 1,3 миллиона. В качестве специального пожелания хозяйственники указали «платформы внутреннего освещения с постепенным затуханием в театральном стиле».

Еще 4 миллиона 600 тысяч рублей потребовалось вытащить из казны в качестве дополнительных расходов на содержание Петросовета. Работающим на бесплатной основе депутатам необходимо было по 3 тысячи рублей в месяц на канцтовары, по 30 тысяч в год на страховку, а еще на кружки, вазы и загранкомандировки. Ремонт туалета в здании ГИБДД на Ленинградской стоил 91 тысячу 822 рубля... В то же время на питание в городской больнице на одного больного в день тратилось от 27 до 30 рублей.

Человек Бородатов

В течение нескольких месяцев перед глазами наших читателей разворачивались жизнь и невероятные приключения человека Бородатова. Депутат горсовета, член общества ветеранов чеченской войны, Павел Бородатов на поверку оказался бароном Мюнхгаузеном. Еще в 2002 году наша газета опубликовала его героические мемуары «Семь серий о войне», которые, как выяснилось впоследствии, написал журналист Аркадий Бабченко, а Бородатов их просто... позаимствовал. Больше того, Павел вообще не воевал в Чечне, а служил писарем в Ленинградской области. Причем служил недолго, так как уже через полгода его жена Виктория родила ему сына Леню. Но потом выяснилось, что у Павла не было не только сына Лени, но и жены Виктории, а документы, которые были представлены в часть, подложные. Бородатов давал уроки мужества в школах, в предвыборных листовках указывал, что награжден медалью «За отвагу» и учился в МГУ. Что, впрочем, также оказалось преувеличением...

В общем, в конце концов Павла осудили на три года за подделку документов.

Гипермаркет – враг народа

Год прошел под знаком выборов мэра. Правда, депутаты-«единороссы» пытались провести через Петросовет закон, по которому мэр должен был не избираться народом, а назначаться Петросоветом, так как потом, в случае плохой работы, его легче будет уволить. Оппозиционные депутаты отчаянно бойкотировали заседания и в итоге право на выборы мэра у электората не отобрали. В предвыборной гонке на сей раз участвовал один из создателей нашей газеты Василий Попов. «Карельская Губернiя» в каждом номере рассказывала избирателям, как действующий мэр за бесценок продал «Северную» гостиницу, Троллейбусное управление и сеть муниципальных аптек «Фармация». А еще без всякого конкурса отдал 160 тысяч квадратных метров городской земли. И, что никуда не годится, никого не спрося, принял решение об уничтожении Ленинградского рынка и строительстве на его месте гипермаркета. Полторы тысячи рыночных продавцов должны были оказаться без средств к существованию. Они собирались на сходки и протестовали. «Лента» считалась врагом народа. А Василий Попов, по предварительным данным, заметно опережал своего противника, которого поддерживала вся «Единая Россия». В Петрозаводск в рамках предвыборной агитации слетались певцы, артисты и однажды даже приехал телеведущий Сергей Соловьев. В итоге административный ресурс сработал и Масляков опередил Попова на 8 процентов.

Полпредские шутки

В начале года Сергей Катанандов был назначен править нашей республикой на третий срок. Интересно, что, гадая, кто, кроме него, может претендовать на это место, «Карельская Губернiя» впервые назвала имя Андрея Нелидова. Хотя полпред президента по Северо-Западу Илья Клебанов, навестив наш край, огласил другие имена – Левин и Чернов. Видимо, исключительно для соблюдения формальности. Зато во время пресс-конференции Илья Иосифович отличился искрометным юмором:

– Что такое «Петронет»? – озадачил он собравшихся неожиданным вопросом.

– Местная телекомпания, – с готовностью подсказали собравшиеся.

– А отчего ж не «Петрода»? – сострил полпред, создав тем самым в зале легкую, непринужденную обстановку.

А после его отъезда в редакцию нашей газеты пришел товарищ Клебанова по студенческому стойотряду Сергей Аристаров. Он посетовал, что уже несколько раз пытался попасть к старому приятелю на прием да клевреты не пропустили. В доказательство гость оставил нам фотографию юного полпреда в тельняшке на теле и в афрокучеряшках на голове. Мы опубликовали снимок, и вскоре в редакции раздался звонок. Клебанов вспомнил Аристарова и был готов встретиться с ним.

Такая фигомантия

Чем еще запомнился год? Депутата Владимира Шилика обвинили в том, что он взял у питерского миллионера Агапитова миллион долларов в долг, а денег не отдает. Начальник Дорожного комитета Гиззатулин лишился свободы на шесть лет, хотя категорически отказывался признать свою вину. Евгения Медведева стала олимпийской чемпионкой, а ее первого тренера Галину Мизерову уволили с работы. Еще все ждали «птичьего» гриппа, в связи с чем традиционный гусиный фестиваль в Олонце на всякий случай прошел без гусей. Пенсионер Попов решил задать нелицеприятные вопросы мэру, без матов и рукоприкладства, но все же на выходе был схвачен милицией и увезен в Зарецкий отдел. Мэр же, напротив, стал кавалером ордена Дружбы. Видимо, за дружественное отношение к разного рода Поповым. А дом № 28 на улице Красной был столь ужасен, что электрик отказался чинить там проводку, объяснив это тем, что у него двое детей и он еще жить хочет. Когда же на подъезде этого дома появилось объявление о скором ремонте, сотрудник ПУКа (петрозаводской управляющей компании) открестился от него практически стихами:

– Такая фигомантия не наша порнография.

И, наконец, в «Карельскую Губернiю» из полюбившегося Клебанову «Петронета» пришла работать молодая журналистка Наталья Зайцева. А наши звезды Анатолий Ерошкин и Елена Гульшина в один год обзавелись семьями. Причем Лена приближалась к ЗАГСу под The Beatles, бывший замредактора «Губернiи» Григорий Воеводин был на свадьбе тамадой, а редактор Лариса Жданова мчала молодых в светлое будущее на своих «Жигулях» в роли шофера. Автобус с едой застрял по дороге на турбазу, где, собственно, и гулялась свадьба. В общем, Лена чувствовала себя абсолютно счастливой.