Тема номера Кто хозяин на границе

Евгения Покровская
№19 (781) 11.05.2011

Статья «Пограничники служили на даче у бизнесмена», опубликованная в нашей газете, вызвала множество откликов. В редакцию «Карельской Губернiи» посыпались письма и звонки от возмущенных жителей Костомукши и тех, кому «посчастливилось» лично столкнуться с предпринимателем Владимиром Брандаусовым. Похоже, случай с майором Пучковым – лишь вершина айсберга.

Генерал

Проблемы на костомукшской границе назрели давно. Первыми, кто открыто выказал недовольство, стали контрактники, служившие под началом майора Пучкова. И не мудрено, ведь они не только чистили снег и убирали мусор на даче Брандаусова. Вспыльчивый предприниматель мог позволить себе очень многое. В распоряжение «Карельской Губернiи» попала аудиозапись, на которой мужчина, называющий себя Владимиром Брандаусовым, на протяжении десяти минут учит жизни контрактника. Предпринимателю не понравилось, как тот почистил снег возле КПП. В ход пошли оскорбления и матюги. Бизнесмен даже угрожал уволить контрактника, хотя у него нет таких полномочий.

Или есть? В Костомукше ходят слухи, что Брандаусов – хороший приятель главы Погранслужбы ФСБ России генерала Владимира Проничева (в 2002 году он был одним из руководителей операции по освобождению зрителей мюзикла «Норд-Ост», захваченных террористами, и получил звание Героя России. – Прим.ред.). На заре карьеры Проничев действительно служил в Костомукше. Поговаривают также, что предприниматель – крестный генеральского сына. Контрактники даже видели, как генерал прилетал в гости к Брандаусову. Может, именно высокое покровительство и развязало руки бизнесмену?

Рыба из Беломорска

– Конфликты с Брандаусовым у нас случались регулярно, – воспоминает контрактник Александр Коренев. – Он мог просто прийти на КПП и начать ругаться. То мы не так стоим, то плохо убрали. Кто дал ему такие полномочия – нам не объясняли. Просто дали понять, что этому человеку перечить нельзя. Когда Брандаусов проезжал мимо КПП, мы должны были отдавать ему воинское приветствие. Хотя никакого звания у него нет.

Никакого удостоверения Брандаусов не показывал. Но контрактники уверяют: какие-то «козырные корочки» у бизнесмена имеются. Границу с Финляндией предприниматель пересекал без проблем: минуя очередь из машин, сразу подъезжал к шлагбауму. Из автомобиля он не выходил, досматривали его прямо в салоне. И там же ставили все печати.

Просьбы Брандаусова порой были почти абсурдными. К примеру, контрактники вспоминают: предприниматель не любил, чтобы рядом с его дачей стояли машины других дачников. И даже если автомобиль находился в 200-300 метрах от дома, по первому зову поднималась «тревожная группа» и отправлялась на поиски хозяев машин. Пограничникам приходилось упрашивать дачников убрать свои авто. По слухам, были случаи, когда контрактники на служебном транспорте ездили в Беломорск и покупали там рыбу для бизнесмена.

Как только происходящим на границе заинтересовались в Военной прокуратуре Петрозаводского гарнизона, всех контрактников из Костомукши быстро перевели в другие районы Карелии. А сейчас пытаются заслать еще дальше. Кого-то отправляют на службу в Забайкалье, кого-то даже в «горячие точки» вроде Чечни. Пока контрактникам удалось отстоять свое право служить в Карелии. Но как долго они здесь задержатся – неизвестно. Ведь даже следователя, который первым начал «раскручивать» дело контрактников, неожиданно для всех перевели в Выборг. Какие-то странные совпадения.

Когда пограничники начали давать показания, их позвали на беседу и сам Брандаусов, и руководитель Погрануправления ФСБ России по Карелии генерал-майор Иван Узиков. Но контрактники от своих слов не отказались. Они и так слишком долго терпели.

– Обиднее всего, что теперь во всем обвиняют нашего командира майора Пучкова, – говорит Александр Коренев. – Все мы знаем, что он не при делах.

Ущерб природе

Страдают не только солдаты, но и простые, невоенные люди. Директор Костомукшского заповедника Сергей Тархов вспоминает: раньше отношения с пограничниками складывались гладко. Всякое случалось, но вопросы решались в рабочем порядке. С приходом генерала Ивана Узикова все резко изменилось. Заповедник расположен у границы с Финляндией, и половина его территории находится за так называемыми инженерно-техническими сооружениями. То есть за колючей проволокой. Попасть туда сотрудники заповедника могут по специальным пропускам. Генерал запретил пропускать инспекторов заповедника за линию ИТС в выходные дни, ограничил их время пребывания там до нескольких часов. За колючей проволокой госинспекторов заповедника начал сопровождать конвой.

– Устно нам объясняли, мол, дана команда сверху вас не пропускать, – вспоминает Сергей Тархов. – В это же время наши инспекторы много раз видели, как мимо КПП на территорию заповедника проезжали на машинах люди с лодками, со снегоходами. Когда нам наконец-то выдавали пропуска, оставалось только фиксировать нанесенный природе ущерб. За один только 2008 год браконьеры убили лося и краснокнижного дикого северного оленя, срубили несколько деревьев. На нерестилище в озере Каменном сетями ловили сигов. Ущерб за выловленную рыбу оценили в 60 тысяч рублей. А ведь в заповеднике охота и сетной лов запрещены!

Конечно, территория заповедника – лакомый кусочек. Животные там почти не боятся человека, а в озере полно сигов. Обо всех нарушениях сотрудники заповедника докладывали лично Ивану Узикову. Чтобы как-то решить проблему, Тархов предложил включить своих инспекторов в состав Добровольной народной дружины по охране госграницы. Карельскому погрануправлению эта идея не понравилась. Зато в ДНД вошли многие костомукшские бизнесмены и влиятельные люди города.

Дачникам вход воспрещен

Это может показаться абсурдом, но за линию ИТС сейчас не могут попасть даже дачники, у которых там участки! Житель Костомукши Игорь Тарасов почти год не был на своей даче. Ему не выдают пропуск. – Похоже, за линию ИТС теперь могут попасть только «особо приближенные», – вздыхает мужчина. – Ума не приложу, как бороться с этой системой. Мой участок уже практически заброшен. Жалко, но что поделаешь? Точно такая же ситуация и с рыбаками. Их не пускают на озеро. Но они как раз намерены бороться, сейчас готовят жалобы.

Для Сергея Тархова борьба со всемогущим погрануправлением закончилась уголовным делом. В один прекрасный день его обвинили в хищении 20 машин песка с карьера, расположенного за линией ИТС. Этим песком, кстати, усыпали дорожку к даче господина Брандаусова. Тархова спасло то, что он был в отпуске за пределами России и об истории с песком знать не мог. Уголовное дело прекратили через год, виновных так и не нашли.

Не исключено, что скоро заповеднику предстоит очередной бой с пограничниками. Теперь уже за территорию бывшей заставы Самшит. Поговаривают, что наше погрануправление решило построить там базу отдыха с причалом и катерами. Но проблема в том, что у пограничников всего 2, 5 гектара своей земли. А они вроде бы хотят все пять. То есть могут «прихватить» и территории заповедника. Пока заповедник не трогали. Но кто знает, чего можно ожидать от нашего погрануправления…

Ни выехать, ни въехать

Среди местного населения мало кто решается открыто выступить против Владимира Брандаусова. Известный костомукшский предприниматель Александр Прошин – из тех, кто не боится. Правда, однажды он за это поплатился. В конце 2009 года Прошин с женой и двумя детьми попытался проехать в Финляндию через пропускной пункт «Люття». Загранпаспорта у семьи взяли, но в Финляндию не пустили. Объяснили: у вас стоит ограничение на выезд за границу на месяц за то, что вы нецензурно выражались в адрес Брандаусова! В итоге в Финляндию предпринимателя выпустили только через два дня. А когда он через неделю возвращался обратно – его… снова не пустили! Оказалось, на сей раз у Прошина появилось уже ограничение на пересечение границы.

– Когда мы все-таки прошли паспортный таможенный контроль, нас отправили в специальный бокс на углубленный досмотр машины, – вспоминает Александр Прошин. – Туда же вошли трое вооруженных людей в масках. Они снимали все на видеокамеру и спрашивали меня о конфликте, который произошел в ноябре 2009-го. Тогда КамАЗ со щебнем, который я вез к себе на дачу, пограничники не пустили через пост Тыловой. Дача Брандаусова – рядом с постом, поэтому он и не хочет, чтобы по дороге ездили машины других дачников и мешали ему. Я был вынужден бросить КамАЗ перед шлагбаумом, а потом еще и штраф за это заплатил.

Прошин написал заявление в Военную прокуратуру. В ходе проверки выяснилось: пограничники получили указание не пускать предпринимателя в Финляндию и провести в его отношении «жесткие оперативные действия» лично от генерала Узикова. А инструктаж опергруппа проходила на даче у Брандаусова! Александру Прошину удалось доказать: выезд за границу ему ограничили незаконно. Но извинений от нашего погрануправления он так и не дождался.

– Неужели коррупция в нашем погрануправлении достигла такого предела, что Брандаусов, являясь гражданским человеком, ведет себя как командующий карельским погрануправлением? – возмущается Прошин. – А генерал ему в этом потакает.

Похоже, ответ на этот вопрос знают только в самом погрануправлении. И, скорее всего, даже не в карельском, а в московском. По неподтвержденной пока информации, генерала Узикова скоро переведут в Карачаево-Черкесию. Только станет ли от этого легче? Граница нуждается в куда более серьезных переменах, чем кадровые перестановки.

Мы ждем действий от правоохранительных органов.