Общество Фортепиано вместо парня

Евгения Волункова
№15 (777) 13.04.2011

1 апреля 40 педагогов Петрозаводской школы №1 получили уведомления о сокращении. Общеобразовательная по статусу, эта школа уже четверть века дает детям глубокую подготовку в области живописи, музыки и хореографии. Большая часть выпускников учится в художественных вузах России, многие ученики – победители серьезных музыкальных конкурсов. Поэтому новость о масштабных сокращениях повергла директора Школы искусств Елену Тюреву в шок.

– Поскольку школа общеобразовательная, то и финансироваться она должна, как любая обычная школа, – объясняет директор. – Чиновники хотят привести количество штатных единиц административного персонала в соответствие с численностью учеников. То есть 41,5 ставки учителей художественно-эстетического профиля необходимо сократить до 5,6 ставки. Естественно, многие учителя потеряют работу, а дети не смогут получать необходимые знания – уровень подготовки сведется к уровню кружков.

Впрочем, это еще не вся беда. Если финансировать учебное заведение, как все другие, то нужно закрывать интернат при школе. Сейчас здесь живут 25 учеников из районов. Дети из разных семей, благополучных и не очень. Если интерната не станет, мало кто из них сможет остаться жить в Петрозаводске. Больно уж дорогое это удовольствие. Им придется, не доучившись, уехать домой.

«Карельская Губернiя» встретилась с четырьмя учениками, живущими в интернате, чтобы познакомиться и понять, что значит для них обучение в Школе искусств.

Играть 5 часов в день

Скрипачка Света Гарбуз – кондопожанка. В Кондопоге она играла на скрипке в Детской музыкальной школе.

– Мама говорит, что однажды на каком-то детском концерте я увидела скрипку, потянула к ней руки и захныкала: «Хочу!» Пришлось отдать меня в музыкальную школу.

Спустя некоторое время родители Светы переехали в Медвежьегорск.

– В Медгоре я очень скучала по занятиям и своему инструменту. У меня прямо пальцы ныли – так хотелось играть! Поэтому я играла на скрипке дома. Мама знала, как много для меня значит музыка, и отправила учиться в Школу искусств.

То, что она живет в интернате, девочку нисколько не смущает. Даже наоборот.

– Выходишь из комнаты – и через минуту ты на занятиях. Ну а рядом все твои друзья.

Десятиклассница Саша Анциферова играет на фортепиано и сама пишет музыку. Она – петрозаводчанка, но родители квартиру в Петрозаводске продали и переехали в Кончезеро – там воздух чище. И фортепиано в доме есть. Но жить приходится в интернате в Школе искусств. Девочка каждый день говорит, что иначе не может: музыка – словно наркотик.

– Есть такое выражение: Music is my boyfriend (музыка – мой парень) – это про меня. Я стараюсь играть по пять часов ежедневно. Времени хватает только на учебу.

«Хоть бы не влюбиться!»

Дмитрий Александров влюблен в свою балалайку. Выбрал этот инструмент, потому что он редкий. Сначала хотел играть на гитаре, но пальцы не подошли. Педагоги сказали, что ему лучше подойдет балалайка. Он не сильно и возражал.

В Школу искусств Дима приехал из Олонца – просто увидел на столбе объявление о наборе и решил: это то, что ему нужно. Теперь занимается музыкой с хорошими педагогами и очень доволен.

– Я играю в день часа по полтора. Получаю огромное удовольствие. Надо мной иногда даже подшучивают, потому что у меня от удовольствия рот открывается во время игры. Успеваю ходить в тренажерный зал, общаться с друзьями…

Виолончелистка София Писарева учится в 11 классе.

– Я выросла в Кондопоге, там начала заниматься музыкой. Хотела играть на скрипке, но не хватило места в группе. Расстроилась, но подошла педагог, взяла мою руку, посмотрела и сказала, что моя ручка создана для игры на виолончели. Так я и стала играть на такой «большой скрипке». Теперь понимаю, что у виолончели много преимуществ по сравнению со скрипкой.

София участвует во многих конкурсах и побеждает. Ее приглашают играть на концертах. Девушка говорит, что с таким плотным графиком не до личной жизни.

– Я даже думаю: хоть бы не влюбиться! Потому что если это, не дай бог, произойдет, как я буду учиться?

Родители Софии за судьбу школы и интерната переживают вместе с дочкой. Если интернат закроют, девочке будет очень сложно остаться в Петрозаводске. Она, весь коллектив Петрозаводской школы №1 и сотни родителей и учеников надеются, что мэрия найдет финансирование и все останется как прежде. Таланты есть, и им нужно помогать.