Общество Обмани меня

Ася Зимина
№15 (777) 13.04.2011

Помните старый советский фильм «Ошибка резидента», где впервые был показан детектор лжи?

В фильме – это большой черный ящик с кучей проводков и чернильными самописцами. А Бекас (его сыграл Михаил Ножкин), отвечая на вопросы разведчиков, сумел обмануть супермашину. Однако агрегат, показанный в фильме, не имеет ни малейшего сходства с настоящим детектором лжи (или полиграфом). Режиссера фильма и актеров консультировали специалисты тридцатой лаборатории КГБ, где полиграф использовался. Сначала планировалось снять все по-настоящему. Но как же быть с «врагами», которые посмотрят фильм и поймут, что советские разведчики все знают и умеют? Пришлось снять полную ерунду, дабы дезинформировать западную разведку – дескать, вот такие мы бестолковые, о детекторе лжи знаем только по слухам и как он работает – понятия не имеем. Эту историю рассказал старший эксперт отдела криминалистики, специалист-полиграфолог Следственного управления Следственного комитета РФ по РК Илья Гришин.

Тайна убийства таксиста

Полиграфологов в Карелии можно пересчитать по пальцам – они работают в системе МВД, УФСИН, ФСБ. Не так давно детектор лжи появился в Следственном управлении Следственного комитета РФ по РК. Дипломированный психолог Илья Гришин свои первые исследования на полиграфе стал проводить семь лет назад. Вся процедура проходит в обычном офисном кабинете: стол, шкаф, два кресла, компьютер, светлые обои и даже какой-то цветочек на подоконнике. Кресло для человека, отвечающего на вопросы, гораздо удобнее, чем у полиграфолога. Это и понятно – полиграф учитывает любое движение тела человека, не говоря уже об изменении пульса и артериального давления. А значит, исследуемый не должен испытывать дискомфорт, чтобы не искажать показания «умной машины».

По большому счету каждый человек, имеющий в кармане где-то около четверти миллиона рублей, может запросто купить детектор лжи – эти «машины» продаются свободно. Толку, правда, будет мало, поскольку сам по себе полиграф без специалиста – только «считывающее устройство». Прибор похож на модем. К нему присоединяются провода с датчиками, считывающими показатели артериального давления, частоту пульса и дыхания, обильность потоотделения, малейшие движения мышц. Проводок с другой стороны ведет к компьютеру со специальной программой.

Для следственных органов полиграф – палочка-выручалочка в запутанных преступлениях.

– Недавно в Прионежском районе был убит таксист, найден за городом, задушен в машине, – рассказывает руководитель СУСК России по Республике Карелия Дмитрий Обухов. – В машине были обнаружены следы, предметы с отпечатками пальцев и даже кое-какие документы. Была установлена личность человека, оставившего следы. Илья Валентинович его протестировал и дал ответ: не причастен. И это при всем наборе первичных доказательств! Оперативные сотрудники были в недоумении, предполагали, что, может быть, закралась ошибка. Потом выяснилось, что еще два человека имели отношение к этой машине. На допросе они нервничали. У них не было алиби. Илья Валентинович провел исследование и в отношении этих двух подозреваемых – результат отрицательный. После был установлен настоящий убийца. На месте преступления он не оставил ни единого следа. Убийца сейчас под стражей. Если бы не полиграф, первым трем подозреваемым еще долго бы пришлось давать показания и доказывать свою невиновность. И, скорее всего, они были бы арестованы.

Память выдаст

– Можно ли обмануть детектор лжи? Этот вопрос задают чаще всего, – улыбается Илья Гришин. – Я могу сказать со стопроцентной уверенностью: человек беспомощен перед полиграфом. Он может обмануть специалиста, а не полиграф. Если специалист недостаточно образован, не знает основ методики исследования – можно исказить результаты.

Гришин готовится к каждому исследованию: изучает биографию человека, материалы дела, беседует. Процедура прохождения детектора лжи исключительно добровольная, и, прежде чем посадить обвешанного датчиками человека в кресло, с ним обговариваются все вопросы, на которые ему нужно будет отвечать. Здесь нет ставки на неожиданность вопросов, как это показывают в кино и разных шоу. Важны только физиологические реакции на определенные вопросы.

– Человек, независимо от склада личности и характера, не сможет скрыть свои реакции, – поддерживает разговор Дмитрий Обухов. – А уж тем более реакции на преступление, поскольку память о преступлении – это глубокий эмоциональный след.

– Исследуется память человека, – продолжает Илья Гришин. – Если я у вас сейчас спрошу, какой в детстве у вас был велосипед, вы же вспомните. Или дорогу из школы домой, или первую школьную любовь. То же самое и здесь – если человек совершает преступление, то в его памяти это остается на всю жизнь и он не способен скрыть воспоминания. Это природа нашего организма: прикоснулись к горячему – рука отдернулась. Даже если вы натренированы терпеть высокую температуру, мозг все равно отдает сигналы о том, что горячо и надо убрать руку. Вы ее не убираете, но организм реагирует на сигналы: напрягаются мышцы, учащаются сердцебиение и дыхание, увеличивается потоотделение, ну и так далее. Как бы человек ни был тренирован ко лжи – реакции организма дадут знать о том, что он лжет. Вот, например, было преступление в Пудоже. Без вести пропала девушка, возвращалась с дискотеки. Порядочная девчонка, работала в администрации, компанейская, около 24 лет ей было. На фотографию смотришь – красавица. Был круг подозреваемых лиц, один из них – следователь. Хороший парень – ни за что не подумаешь на него. А оказалось, что именно он совершил страшное убийство, все делал в несколько этапов – вычищал труп, вывозил в машине-холодильнике… Он – следователь и, естественно, знал, где и что будут искать. Долго шло следствие, прямых доказательств не было, но тестирование на полиграфе помогло довести дело до суда и наказать убийцу.