Тема номера Опальный глава Сортавальского района Александр Соколов уверен:

Александр Фукс
№15 (777) 13.04.2011

«Карельская Губернiя» уже писала об уголовном деле, возбужденном против главы Сортавальского района Александра Соколова.

Напомним хронику событий. В ноябре 2010 года на прием к Соколову явился предприниматель Эдуард Нецветов и сообщил, что хочет переставить дверь в своем магазине, а чиновники не дают ему разрешения. Соколов объяснил, что подобные вопросы находятся не в его компетенции и обращаться следует не к нему, а к главе администрации Сортавальской мэрии Гулевичу. Нецветов посетовал, что администрация затягивает процесс, не отвечает в срок на его заявки и потому он пришел к Соколову за помощью. Соколов пообещал взять вопрос на контроль. А через несколько дней к нему в кабинет явились представители милиции и ФСБ и обвинили во взяточничестве. Якобы глава района вынудил Нецветова уплатить за себя 12,5 тысячи рублей штрафа в Антимонопольное управление и за эту взятку разрешил бизнесмену переставить дверь. Силовики стращали десятью годами тюрьмы, говорили, что у них имеются неопровержимые доказательства, и, по словам Соколова, предлагали ему добровольно уйти в отставку. Тогда, мол, они даже не станут заводить уголовного дела. Соколов отказался, дело было заведено, и главу сразу же отстранили от занимаемой должности.

Кому выгодно?

Отправляясь в мэрию поговорить о своих проблемах, бизнесмен Нецветов заранее был снабжен видео- и аудиозаписывающей аппаратурой. Возможно, он целенаправленно шел провоцировать человека на преступление? Но почему? Раньше они с Соколовым знакомы не были. Или кто-то специально использовал Нецветова, чтобы скомпрометировать главу района? Но кто?

К концу осени у Александра Соколова окончательно испортились отношения с главой администрации Сортавальской мэрии Леонидом Гулевичем. Будучи председателем районного Совета, Соколов собирался на ближайшем заседании рассказать о претензиях к Гулевичу и добиться проведения депутатской проверки. Народными избранниками был подготовлен целый список претензий. Но буквально за пару недель до судьбоносного заседания разразился скандал со взяткой. Причем направил Нецветова к Соколову именно Гулевич. Он тоже пришел на эту встречу и, как явствует из видеозаписи, именно он передал бизнесмену какую-то бумажку (говорят, на ней были указаны реквизиты, по которым следовало уплатить штраф). И в конце концов именно он, а не Соколов подписал разрешение Нецветову на перенос двери. В результате Соколов отстранен от должности и под следствием. Гулевич же назначил себя исполняющим обязанности главы района и теперь единолично возглавляет всю власть в Сортавальском районе.

– Я считаю, материалы дела должны быть оценены независимыми республиканскими следователями Следственного комитета, – говорит Соколов. – На местном уровне закрываются глаза на явные противоречия в деле, которые доказывают отсутствие состава преступления в моих действиях. Я уверен в своей невиновности. Никакого преступления я не совершал. Я до сих пор не могу понять, в чем меня обвиняют, ведь действия, которые приписывают мне, совершали другие люди, заинтересованные в моем оговоре. Получается, меня обвиняют в совершении тяжкого преступления, к которому я не имею никакого отношения. Я убежден: претензии ко мне должны быть сняты и предъявлены тем, кто это дело сфабриковал.

Участок для троих

Правоохранительные органы рьяно взялись за дело о 12,5 тысячи рублей. Следователи напряжены. Видеозапись отправлена на экспертизу в Нижний Новгород. Впереди еще одна экспертиза – в Санкт-Петербурге.

– Слава богу, что эта запись существует, – говорит Соколов. – Мне ее показывали. На ней нет ничего такого, что могло бы указать на мою виновность.

Между тем, по словам отстраненного главы района, местные силовые структуры игнорируют другое дело. Дело, в котором фигурируют куда более существенные цифры.

– В нашем районе давно и упорно ходили слухи о якобы незаконном отводе земельных участков администрацией района и непосредственно Гулевичем, – говорит Соколов. – Когда я стал главой района, ко мне неоднократно обращались жители района с требованием положить этому конец. Как правило, речь шла об участках на берегах Ладожского озера. Но конкретных документов никто не предоставлял, и я считал, что этими вопросами должны заниматься правоохранительные структуры. Однако примерно год назад ко мне обратился сотрудник нашего отделения ФСБ. Он сообщил, что у него имеются документы, указывающие на незаконное распределение земли. Обещал принести бумаги, но так и не принес. Сказал, что его начальник не разрешает давать ход документам.

Речь шла об участке земли в местечке Мейери, в нескольких километрах от Сортавалы. В 2008-м он, в обход положенной процедуры, был выделен некоему кооперативу «Дубравка», состоящему всего из трех человек. Это Дубровский, бывший директор совхоза, на территории которого находилась облюбованная земля (в настоящий момент он – первый заместитель Гулевича), новый директор совхоза Монахов и некий Павлов, бывший начальник МУ «Архитектура и градостроительство», оформлявшего нужные документы. По закону, на одного человека может быть выделено не более 15 соток земли. Каждый желающий получить участок должен написать заявление и прислать его в администрацию. Информация об образовании кооператива должна быть опубликована в СМИ. Но ничего этого сделано не было. Больше того, 8,2 гектара прибрежной территории (площадь, на которой по закону должно разместиться не менее 50 дачных участков) были отданы трем гражданам в аренду на 49 лет.

– Когда Монахов прислал нам свое заявление, мы ответили, что не можем оформить участок, так как у нас нет списка членов кооператива, – говорит бывший сотрудник МУ «Архитектура и градостроительство», побоявшийся обнародовать в прессе свое имя. – Тогда Монахов пожаловался Гулевичу, и тот просто сказал нам, чтобы мы не совались не в свое дело, и потребовал все оформить. Мы позвонили в прокуратуру. Сначала нам ответили, что признаки нарушения имеются, а потом все спустили на тормозах. Сейчас сотрудница прокуратуры, с которой мы общались, принята на работу в администрацию района. А на нас через полтора месяца завели уголовное дело…

Двойные стандарты

За два года на участке в местечке Мейери не велось никаких работ. Он остался в первозданном виде, но при этом в 2010 году Монахов обратился в администрацию с просьбой добавить к тем восьми гектарам еще четыре. Как написано в ходатайстве о намерениях: «для устройства площадок для игр и активного отдыха». Разрешение было получено.

– Я не вправе судить о том, что за этим кроется, – говорит Соколов. – Может, участок, находящийся на самом берегу Ладоги, готовят на продажу. А может, и правда хотят устроить там площадки для игр. Я не знаю, в чем здесь интерес Гулевича и кто еще имеет отношение к этой истории. Потому я передал собранные мною документы в прокуратуру и в Следственный комитет. Но из Петрозаводска бумаги отсылают обратно к нам, а в районе почему-то совершенно не торопятся начинать расследование.

В Сортавальском межрайонном следственном отделе Соколову ответили, что у них нет полномочий заниматься такими вопросами. Ибо они расследуют преступления, а в заявлении Соколова усмотрены лишь «нарушения порядка, установленного федеральным законодательством». Хотя трудно понять, чем нарушения установленного законом порядка отличаются от преступления. Странным кажется и то, что некий начальник ФСБ, если верить Соколову, не дал ход этому делу год назад.

– Им наготово приносят все документы, указывают на нарушение закона ценой в миллионы рублей, и они ничего не делают, – удивляется Соколов. – При этом с завидной страстью расследуют надуманное преступление о 12,5 тысячи.

Сортавала – город маленький. Все друг с другом знакомы. Говорят, тот самый начальник ФСБ является добрым товарищем Гулевича. А, может, дело не только в дружбе? Мы этого не знаем. Но кто-то же наделен полномочиями, чтобы все выяснить. Верно?

P.S. По словам руководителя Следственного комитета РК Петра Клемешева, история с кооперативом «Дубравка» затрагивает интересы граждан Сортавальского района, и замалчивать ситуацию он не намерен.

– О явных признаках преступления говорить пока преждевременно, – сказал Клемешев. – В подобных случаях необходима квалифицированная доследственная проверка. Ее проведение сейчас и организовано. По завершении проверки определимся. Не исключено, что будет возбуждено уголовное дело.

«Карельская Губернiя» будет следить за развитием событий.