Спорт и отдых Олимпийская чемпионка Евгения Медведева:

Ксения Сорокина
№15 (777) 13.04.2011

Карельская лыжница Евгения Медведева объявила о своем уходе из спорта.

Все задают один и тот же вопрос: почему?

Нашей спортсменке всего 34 года. Многие надеялись увидеть ее на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Но Медведева сделала свой выбор – предпочла семью спорту. Сейчас Евгения выглядит счастливой и умиротворенной. Все свободное время она собирается проводить с любимой дочкой Дашей.

Скучала по дочке

– Это осознанное решение, – говорит Евгения Медведева, – и муж (Алексей – тренер спортсменки. – Прим.ред.) меня полностью поддержал. Главная причина моего ухода из спорта – семья. В прошлом году моя дочка Даша пошла в первый класс. Мы ей обещали: после того как это случится, родители всегда будут рядом. Даша это запомнила. Когда мы с мужем вернулись из Ванкувера, она заявила: я вас больше никуда не отпущу.

– А как часто вы встречались раньше?

– Зимой я почти не видела Дашу. Летом мы старались брать ее с собой на все тренировки и сборы. В остальное время Даша оставалась с бабушкой. Бабушка для дочки – самый родной человек. Когда я в очередной раз уезжала на сборы и оставляла дочь, на сердце всегда было тяжело. Я знала: она с моей мамой, ей хорошо, она в безопасности. Но легче от этого не становилось. Сейчас я все свободное время провожу с Дашей. И в школу ее вожу, и на тренировки, и уроки мы с ней вместе делаем. Я наблюдаю, как она плавает, как занимается танцами. Дочка может просто так подойти, обнять меня, поцеловать и сказать: «Мама, я тебя люблю». Это так здорово!

– Даша с двух лет стоит на лыжах. Она не забросила это увлечение?

– Три года дочка занималась фигурным катанием. Но дорога съедала слишком много свободного времени, и мы перестали возить ее в Кондопогу. Сейчас она увлеклась спортивными танцами и плаванием. Плавать Даша очень любит. А на танцах ее сразу взяли в старшую группу. Но и лыжи дочь не забросила. Если мы с мужем тренируемся на Кургане – Даша всегда с нами. Причем по трассе она едет с огромным упорством, всегда старается преодолеть большой круг, крутой подъем. Видимо, сказывается, что родители – спортсмены.

– Вы бы хотели, чтобы дочь стала заниматься лыжами профессионально?

– Думаю, что нет. Но если она выберет для себя такой путь, мы будем ее поддерживать и во всем помогать. Помню, я в первом классе очень хотела заниматься лыжами. Потом появились первые победы – и все, меня было не остановить. Даша уже знает, что лыжи – это тяжело. Она видела, как мама приходила с тренировок и падала на кровать от усталости. Даше многое интересно. Пусть ребенок развивается в разных направлениях. Мы отдали дочь в гимназию №17, чтобы она учила языки. А то мы с мужем все собирались пойти учить английский, но пока так и не решились...

Тренер догадывался

– Как прошло ваше прощание с профессиональным спортом? Обратно не тянет?

– Когда я вернулась из Ванкувера, мне хотелось забыть о спорте, закрыться от всех, отдыхать и наслаждаться общением с дочерью. У спортсменов бывают такие моменты. А сейчас я чувствую: мне необходимо какое-то движение. Когда занимаешься спортом, происходит огромный выброс адреналина. Особенно во время соревнований. Так что дома я теперь сидеть не смогу. Хочется свой опыт и знания применить.

– Как в Федерации лыжных гонок России отреагировали на новость о вашем уходе?

– После Олимпиады я взяла тайм-аут. Думаю, старший тренер сборной России уже тогда понял, чем это закончится. Сначала я думала сразу объявить о своем уходе, но потом решила «не рубить с плеча». Весь год я оставалась в списках сборной России. Летом созванивалась с руководством команды, меня все время спрашивали, тренируюсь ли я. Я отвечала: пока нет. А потом пришло время решать окончательно: или я начинаю тренировки, или ухожу. И я сделала выбор.

– Не пытались ли коллеги по сборной вас переубедить?

– У нас в этом сезоне три или четыре девочки из команды ушли в декрет, они тоже отдыхали от спорта. Поэтому особо и некому было уговаривать меня остаться. Да и не принято это у нас. Мы все взрослые люди: раз решила – значит, решила. В команде бывало, что кто-то прощался, уходил, а уже через пару месяцев снова появлялся на тренировках. Может, поэтому и в мой уход не до конца поверили. Но мое решение окончательное.

– Лыжный спорт часто называют тяжелым, лошадиным. Вы с этим согласны?

– Так оно и есть. Хотя, мне кажется, любой вид спорта тяжелый, когда ты им профессионально занимаешься. В моей спортивной карьере были разные периоды. Иногда я так уставала, что вообще ничего не хотелось. Помню, после родов мне было физически очень трудно возвращаться. После тренировок я приходила и плакала от усталости и напряжения. Недавно мы с мужем как раз об этом вспоминали. Но ничего страшного, мы все пережили. Когда стоишь на пьедестале, это забывается.

Наверстывать упущенное

– В вашей жизни завершился важный этап. Не чувствуете ли вы себя немного потерянной?

– Мне нужно найти себя, понять, чего я хочу. Но я не могу сказать, что чувствую себя совсем некомфортно. Я полностью окунулась в общение с дочерью. Ей было всего пять с половиной месяцев, когда я ее впервые оставила. Пора наверстывать упущенное. Думаю, если бы у меня не было семьи, прощание со спортивной карьерой далось бы тяжелее.

– Не скучаете по тренировкам?

– Если честно, не особо. Бывают моменты, когда хочется покататься на лыжах. Ну так у меня есть такая возможность! Мы с мужем и дочкой всю зиму катались. А до того как снег выпал, я ходила в тренажерный зал, плавала в бассейне. Наступит лето, обязательно сяду на велосипед. Тем более что дочка его недавно тоже освоила. Режим мой сейчас тоже ничем особо не отличается от прежнего. Встаю в семь утра, собираю дочку в школу. Потом уроки, тренировка. Такого, чтобы я просто сидела и ничего не делала, еще ни разу не было.

– Вы не раз признавались, что любите готовить. Теперь вы сможете больше времени посвящать своему увлечению…

– Да у нас вся семья любит готовить. Мы на кухне всегда втроем, причем каждый что-то свое готовит. Дочка любит все размешивать. Обижается, когда я забываю попросить её помочь. А я больше всего люблю варить суп. Муж часто просит испечь шарлотку, а дочка – манник. Простые, но вкусные блюда. Сейчас у меня больше времени, поэтому начну пробовать печь что-то посложнее. Торты, например.

– Раньше вы ограничивали себя в еде. Теперь, наверное, вздохнули с облегчением?

– Привычки-то все равно остаются. Я никогда не ела колбасных изделий и сейчас не буду. Майонез мне тоже нельзя. А так я себя особо и не ограничивала. Могла и пирожное съесть, и чай с сахаром выпить. Строгую диету приходилось соблюдать только в начале сезона. Но я четко знала, ради чего все эти жертвы.

Из Карелии не уеду

– В составе сборной России вы объездили весь мир. Вдруг теперь вам будет не хватать путешествий?

– Я была во многих странах, но при этом почти ничего не видела. Мы прилетали, садились в автобус и ехали в горы тренироваться. Теперь я хочу поездить по миру как турист. Обязательно вернусь в Италию. Обожаю эту страну. Я о ней долго мечтала. Первый раз приехала туда в 1996 году, и мы там стали чемпионами мира в эстафете. Еще я люблю итальянскую кухню, никак не могла себе отказать в макаронах. Еще бы с удовольствием в Испанию съездила, Париж бы посмотрела. А то во Франции я была, но Эйфелеву башню так и не увидела. Но, знаете, это раньше мой организм постоянно требовал поездок. А сейчас я лучше дома посижу.

– Вы уже решили, чем сейчас займетесь?

– Мы с мужем пока думаем. У нас уже есть несколько вариантов, которые мы рассматриваем. Одно могу сказать точно: из Петрозаводска и из Карелии я уезжать не собираюсь.

– О чем сейчас мечтаете?

– Хочется вырастить дочь достойным человеком. И чтобы она в жизни тоже реализовалась и чего-то добилась. А еще сейчас самое время подумать о втором ребенке. Одного все-таки мало. Но это уже как получится.