Общество Михаил Гольденберг: «Эта реформа обречена»

Алла Константинова
№13 (775) 30.03.2011

Ловкие чиновничьи руки уже давно лепят из школы, как из пластилина, некую идеальную модель образования. Вот и сейчас все, от учителей до учеников, обсуждают проект нового образовательного стандарта. Согласно ему старшеклассники смогут выбирать, какие предметы им интересны, а какие можно вообще не изучать. Но это еще не все возможные нововведения, из-за которых в обществе уже зарождается паника.

Маше – химию, Пете – алгебру

Итак, что же этот стандарт изменит в школе? Каждый старшеклассник отныне сможет выстроить собственный учебный план. Молодой человек собирается поступать в технический вуз? Совсем не любит читать? На литературу можно не ходить – зачем тратить время. Все школьные занятия отныне поделены на предметные области, из каждой можно выбирать определенное количество нужных уроков. То, на каком уровне ребенок будет изучать предмет – базовом или углубленном, тоже решать ему.

– С пятого по девятый класс заканчивается изучение основ большинства школьных предметов, – говорит Александр Селянин, министр образования Карелии. – Дальше только повторение или углубление материала. Благодаря новому стандарту повторять то, что уже изучалось, не придется. Особенно если ученику эти предметы в дальнейшем не пригодятся вовсе.

Уроки для общего посещения все-таки будут. Это ОБЖ, физкультура и неизвестная дисциплина «Россия в мире». Кроме того, каждый ученик обязан будет создавать собственное мини-исследование по одному из предметов. Власть зовет это «индивидуальным проектом».

Итак, как же это будет выглядеть? Ученик с тягой к точным наукам раз в неделю посещает предмет «Словесность» – этакую смесь русского языка с литературой. А все остальное время ходит на любимую физику с математикой. Не забывая, конечно, про три часа физкультуры, ОБЖ и «Россию в мире». А тем, кто еще не определился к 10-му классу со своей ориентацией, можно составить сбалансированный учебный план. В нем гуманитарные и естественные науки распределятся равномерно.

Казалось бы – милая картина! Наши дети гармонично развиваются, не насилуют себя нелюбимыми предметами, знают, чего хотят. Что же тогда вызвало общественную бурю?

«Эту реформу уже прокляли»

– Как вы думаете, если третий час физкультуры вводят за счет русского языка, буду ли я довольна реформой? – горько шутит преподаватель русского языка и литературы Светлана Игнатьева. – Я говорю это не потому, что я – филолог, но без литературы и русского в принципе невозможно воспитать культурного и образованного человека! Каков будет кругозор специалиста с высшим образованием, если он выберет два часа химии, два часа физики и час русского только потому, что нужно кое-как сдать ЕГЭ? Хотя среди учителей пока что паники нет. Знаете, какие только реформы через нас не проходили! Мы сейчас в выжидательной позиции.

Большинство учителей волнует и то, кто же будет вести ту самую «Россию в мире». И что это вообще такое. В замешательстве находится и кандидат педагогических наук Михаил Гольденберг.

– Право выбора – это отлично. Но многое в проекте нереально. Где заниматься физкультурой? Кто будет вести ОБЖ? Вчерашние уволенные офицеры? Никто не затрагивает новую систему оплаты педагога – какая она будет в новых условиях? У власти нет диалога с обществом: ни учителей, ни родителей, ни самих учеников просто не спросили.

Ученики узнали о грядущей реформе из Интернета, а не от учителей. Хотя «новинкой» смущены не меньше.

– Сейчас все задаются вопросом: как школа сможет обеспечить каждого ученика выбранным комплексом предметов? – говорит десятиклассница Таня Ватанен. – Лично я категорически против такой реформы.

– Мне, скорее всего, перемены не грозят, – рассказывает 11-классница Александра Штромберг. – В общем, я только за них. Хотя настораживает меня неудобная система выбора предметов. Допустим, учащийся может выбирать только определенное количество предметов из каждого блока. К примеру, если захочется выбрать обществознание и право, то он будет лишен возможности углубленно изучать историю. А это абсурдно. Мне кажется, сама система предметов по выбору требует гораздо большей гибкости.

Словом, уже сейчас проект закона вызывает множество споров и опасений. Учителя боятся увольнений. Ученики переживают за качество своих знаний. А родители и вовсе копят день-

ги – прошел слух, что все предметы в школе станут платными. И хоть изменения в школе и обещают вводить постепенно, многие уже их невзлюбили.

– Эта реформа обречена, – уверен Михаил Гольденберг, – ее уже все прокляли.

Из детей – баранов?

Министр образования Александр Селянин согласен, что проект закона прописан невнятно. Но призывает всех раньше времени не паниковать.

– Всему виной – неискоренимая российская гордыня. Мы считаем: «Если президент не посоветовался со мной лично, закон этот заведомо неверный». И начинаются разговоры о том, что власть хочет «вырастить из наших детей баранов». Между тем необходимость перемен в школе давно назрела.

По словам министра, введение в старших классах ОБЖ продиктовано самой жизнью. Подростки должны знать, как вести себя в экстремальных условиях и как оказывать первую помощь. «Россия в мире» – предмет, рассказывающий о развитии нашей страны в мировом контексте. Правда, программа курса пока еще не утверждена. А отсутствие условий для уроков физкультуры власть и вовсе обещает быстро решить.

– Плюс проекта в том, что он требует соблюдения всех условий реализации. Да, в 60 школах Карелии нет спортивных залов вообще. Но это не значит, что мы не будем устранять эту проблему! Словом, всех я хочу успокоить. Для учеников новый стандарт принесет только преимущества. Освободится время на изучение нужных им предметов. Родителей заверю, что обязательной платности образования не будет. У нас и сейчас в школах есть дополнительные образовательные услуги, принимаемые с согласия родителей. В будущем ничего не изменится. А учителей успокаивать не буду. Им предстоят повышение квалификации и общая переподготовка. На это я их и буду нацеливать. Время абсолютного диктата педагога прошло. Теперь уже их будут выбирать ученики. Скажу одно – массовых сокращений в школах не будет.

В проекте закона вообще неприлично много «но». Что, к примеру, делать учителю, предмет которого не выберут вообще? Кстати, сельские учителя здесь в наиболее стабильном положении. Возможно, реформа их вообще не затронет. Если в классе десять человек – о каких «группах по интересам» может идти речь? Остается надеяться, что власть выйдет-таки на диалог с теми, для кого эти изменения проводятся. Иначе закон действительно возненавидят.