Общество Солдат исчез бесследно

Надежда Меккиева
№49 (759) 08.12.2010

Солдат из Карелии Денис Андреев таинственно пропал в Мурманской области, где проходил службу. В дезертирство юноши родители Андрея не верят. Вот уже два месяца они ищут солдата, а у следствия по-прежнему ни одной зацепки.

Ушли на дискотеку

Денис Андреев пропал вместе с сослуживцем Андреем Чечневым в ночь с 1 на 2 октября. Солдаты, служившие в городе Печенге, самовольно оставили часть и уехали на дискотеку в ближайший город Заполярный. С ними был еще третий солдат, который вернулся в часть раньше. А вот Денис с Андреем пропали. Как рассказал нам отец вологодского солдата Леонид Чечнев, он разговаривал с сыном 2 октября в 5 часов утра.

– Сын позвонил, сказал, что все хорошо, что он меня любит. А в семь утра телефон был отключен, – говорит Леонид Чечнев.

Не вернувшихся в часть солдат записали в дезертиры. Было заведено уголовное дело по статье «самовольное оставление места службы». Правда, никто из родственников солдат в это не верит.

– Денис служил в медроте. На службу он никогда не жаловался, очень довольный был, поправился,– рассказывает отец Дениса Эдуард Андреев. – Даже подумывал, чтобы остаться на сверхсрочную.

Денису оставалось служить полгода. Вологодскому же пареньку – всего 20 дней. Какой смысл бежать?!

Розыском военные занялись сами. Вот только искали-то дезертиров, а не пропавших без вести. По закону, беглых ищет милиция по месту призыва солдата – как правило, дезертиров находят дома. Как рассказали нам в Военно-следственном управлении по Северному флоту, из Печенгского гарнизона бегут нередко. Мол, тяжелые условия службы…

Ложный след?

– Даже если сын – дезертир, вы его верните живым и здоровым, – говорит отец пропавшего солдата Эдуард Андреев. – Надо сначала искать, а потом разбираться, дезертир он или нет.

Искали военные и в Заполярном.

– Занимался поиском старший лейтенант Половинкин. Он сказал, что некая женщина видела, как ребята снимали деньги в банкомате в Печенге, – рассказал нам Леонид Чечнев. – Я потом разговаривал с этой женщиной. Она уверяет, что никого не видела. Половинкин же нашел людей, которые якобы видели парней в Мурманске. Доложил начальству о выполненной работе, на том все и успокоились.

Только через полтора месяца после исчезновения к розыскам подключилась местная милиция, куда обратились родные солдат. Время было упущено. История уже успела обрасти слухами.

– Сослуживцы рассказывали, что в клубе ребята подрались с дагестанцами. Якобы кому-то отправили смс с просьбой о помощи, – рассказывает Эдуард Андреев.

По другой версии, солдаты сами начали дебоширить в клубе, их выпроводили, и они уехали в неизвестном направлении. Поговаривают, солдат где-то держат взаперти.

Следствие не знает, к какой версии склониться.

– Были опрошены водители такси, все в клубе и возле клуба. Никаких драк в ту ночь не было, – рассказал нам следователь по особо важным делам ВСУ при Прокуратуре по Северному флоту Александр Куратов. – Нет подтверждения ничему. Вроде видели, а вроде нет, вроде было, а вроде нет.

Дурная слава

Печенгские военные части заработали себе дурную славу. Чуть ли не каждый год здесь случаются трагедии. Так, летом этого года 24-летнего Артема Харламова убил сослуживец-дагестанец. Артем не позволил дагестанцу пройти без очереди в столовой.

В сентябре на учебном полигоне одной из частей были найдены двое военнослужащих с огнестрельными ранениями головы. По версии следствия, один солдат убил другого, а потом застрелился сам.

А в 2006 году 20-летнего солдата сослуживцы сначала избили, а потом выстрелили ему в голову. Командование части тогда хотело все представить как самоубийство.

– Да, к сожалению, есть дурная слава, – сказал Александр Куратов. – Там криминальная обстановка очень сложная, это касается не военных, а населения. Часть населения терроризирует военнослужащих.

Следователь корректно умолчал, что «часть населения», о которой идет речь, – дагестанцы, нередко конфликтующие с местными.

Но и в самих частях, признал Александр Куратов, командование не может навести порядок. За то, что пропавшие солдаты так легко смогли уйти на дискотеку, по заверению следователя, в части «все наказаны-перенаказаны». Только толку-то?