Спорт и отдых Мэр Кондопоги Валерий Анхимов:

Анастасия Вайник
№47 (757) 24.11.2010

Мэр Кондопоги Валерий Анхимов руководит городом чуть больше года. Уже есть чем похвастаться, а планов еще больше. Например, в Кондопоге могут появиться тоннель под железной дорогой и новая малоэтажная застройка. А кондопожские мальчишки наконец смогут погонять на коньках на открытой дворовой ледовой площадке. Впрочем, сначала давайте все-таки о самом мэре.

В Европе все чужое

Петербуржец по рождению, он в детстве оказался в Карелии – туда переехали работать родители. Школьные годы прошли в селе Янишполе, у семьи было свое хозяйство, и мальчишка Анхимов научился и сено косить, и дрова колоть, и за скотиной ухаживать, и в огороде поддерживать идеальный порядок.

– Чему в детстве научился, это уже на всю жизнь, – говорит Валерий Иванович. – Я и сейчас на даче всю мужскую работу делаю сам. А как иначе? И все овощи у нас со своего огорода. Это же какое удовольствие – самому посадить, смотреть, как растет, и потом снять урожай, зная, что все это ты сам вырастил! Правда, сейчас остается очень мало времени для домашних дел, редко выдаются настоящие выходные.

– А в школе учились хорошо?

– Учился-то хорошо. Меня даже наградили поездкой во Всесоюзный лагерь «Орленок». А вот поведение порой подводило. Я был таким… активным ребенком.

Окончив восемь классов, Валерий Анхимов поступил в Петрозаводское речное училище. Учился хорошо, и потому юного механика поставили работать на международные рейсы.

– В феврале 1969 года мне исполнилось 18 лет, а уже в апреле я был в Голландии. Тогда это была престижная работа – в молодости я почти во всех европейских странах побывал.

– Не возникало желания остаться жить за границей?

– Нет. Я там всегда чувствовал себя чужим. Вроде все красиво, архитектура удивительная, люди интересные, в киосках журналы… скажем так, свободные (смеется). В СССР, конечно, такой свободы не было. Но надо сказать, что в те годы мы не отставали от Европы – на каждую их, выражаясь современным языком, фишку у нас была своя. У них нейлон – у нас шерсть, у них радиоприемники – у нас фотоаппаратура. Был период, когда я почти год провел в Европе, и вы не представляете, как нестерпимо сильно меня тянуло домой, где все понятно и любимо.

– Как же так получилось, что вы оставили по тем временам престижную и хорошо оплачиваемую работу и пошли работать механиком на комбинат?

– Ну прежде была армия – зенитно-ракетные войска. Я, кстати, старший лейтенант. А после армии мне предлагали работу только на внутренних линиях плюс появился личный интерес в лице симпатичной девушки, вот и решил попробовать себя на берегу. Пришел на комбинат, и меня сразу взяли на работу машинистом турбинного цеха теплоэлектростанции.

О чем мечтает мэр

Валерий Анхимов более 35 лет отработал в ОАО «Кондопога». Начинал обычным механиком и прошел все ступеньки карьерной лестницы до самых ответственных должностей. Но особенно охотно он рассказывает о периоде, когда занимался проектом перевода предприятия на природный газ. Не удивительно, что теперь мэр активно взялся за газификацию Кондопоги.

– На ОАО «Кондопога» природный газ пришел уже шесть лет назад, а город по-прежнему работает на сжиженном, – говорит Валерий Анхимов. – Я считаю, это неправильно, и, как только сел в кресло мэра, сразу занялся разрешением этой ситуации. И вот 4 ноября мы пустили природный газ в город, уже перевели четыре дома, а к январю переведем еще девять. На следующий год в бюджет заложили перевод 14 домов, и года за четыре закончим всю работу по переводу городских квартир на природный газ. Но моя голубая мечта – провести газопровод в район частной застройки за железной дорогой. Это очень важно, потому что люди получат очень надежное и очень дешевое топливо. Кроме того, это позволит предметно говорить о развитии малоэтажного строительства в Кондопоге. В этом году мы займемся оформлением проектно-сметной документации.

– Вы упомянули малоэтажное строительство. Газопровод позволит решить жилищный вопрос?

– В Кондопоге в местечке Сюрьга есть земля, где уже построено порядка 50 домов и есть площадка, готовая под строительство еще 460 домов. Если мы создадим условия – проведем туда газ, сделаем коммуникации, то, уверен, люди с удовольствием будут строить там дома. Этот вопрос мы прорабатываем с Минстроем. Может быть, создадим общую архитектуру, может быть, сами построим часть домов и потом их продадим или сдадим в аренду. Но, чтобы этот район города ожил, необходимо провести туда газ и коммуникации. Сейчас мы прорабатываем вопрос строительства тоннеля под железной дорогой.

– Тоннель под железной дорогой? Это уже из области фантастики…

– На самом деле это назревшая необходимость. Железнодорожный переезд на улице Советов стал опасным – составы длинные, поезда стоят по полчаса и больше, машины выстраиваются в длинные очереди и тут же пешеходы собираются. Люди, которым необходимо попасть из одной части города в другую, вынуждены подолгу ждать. Особенно жалко ребятишек зимой – им же каждый день в школу надо ходить. Строительство тоннеля под железной дорогой в районе улицы Строительной позволит развязать транспортный узел, провести в район малоэтажек инженерные коммуникации и развивать город в северном направлении. Мы пока еще делаем оценки, пытаемся войти в республиканскую программу развития дорог.

– Валерий Иванович, как у городской власти складываются отношения с градообразующим предприятием?

– У нас очень хорошие отношения. Генеральный директор ОАО «Кондопога» не вмешивается в дела власти, но всегда готов выслушать и помочь. Да и не должно быть так, чтобы власть и градообразующее предприятие существовали изолированно. Нужно всем вместе работать. И речь не только об ОАО «Кондопога» – все предприятия, работающие на территории города, всегда идут навстречу.

– И все-таки в Кондопоге одно крупное предприятие. Не чувствуете зависимости от него?

– Кондопога признана моногородом, то есть действительно мы находимся в зависимости от работы и благополучия одного предприятия. Безусловно, существуют определенные риски. Поэтому надо решать, как реанимировать предприятия, которые сейчас не работают, строить новые. Мы должны обеспечить людей работой и зарплатой, если руководство ОАО «Кондопога» будет вынуждено пойти на серьезные сокращения. Уже разработана и направлена в Минэкономразвития России комплексная инвестиционная программа. Примут эту программу или нет, прогнозировать пока не возьмусь.

– Сложно ли быть мэром небольшого города? Вас же все знают, на улицах, наверное, подходят с жалобами, просьбами…

– Это есть – иногда часа полтора иду до гаража. И критикуют, конечно, много – за помойки, за дороги, за неустроенность… А ведь все сразу не переделаешь, потому критики хватает – и объективной, и субъективной. Но на нее надо правильно реагировать.

– А как вы реагируете? Не обращаете внимания?

– Наоборот, обращаю. Если действительно в чем-то виноваты, стараемся исправить.

– О чем мечтает мэр Кондопоги?

– Ой, о многом. Например, в этом году район все-таки передает нам дворовую открытую хоккейную площадку, которая уже давно позабыта-позаброшена. Мы и деньги на ее восстановление в бюджете запланировали. Будем делать ремонт площадки, освещения, восстановим помещения для переодевания. И уже ищем хоккеистов-ветеранов, которые могли бы здесь работать. В общем, хоккейную площадку в этом году кровь из носа надо сделать!

А еще моя мечта – муниципальное жилье. Найти деньги, построить дом и переселить туда людей из ветхого жилого фонда. Год назад в городе даже не было маневренного жилого фонда. Сейчас в двух бывших общежитиях мы реконструируем первые нежилые этажи и там будет по 18 благоустроенных комнат маневренного жилого фонда. Но надо и с отдельным домом решать вопрос.

Браки заключаются на небесах

– Как семья отнеслась к вашему решению стать мэром?

– Жена только и сказала: «Хочешь себе хомут на шею надеть – бога ради». А дочери, похоже, плохо понимают, какая это работа, и совсем не чувствуют себя «мэрскими дочерьми». Для них, думаю, мало что изменилось. У меня две дочери, старшая уже подарила нам двоих внуков. Сейчас у нее в Кондопоге свой небольшой бизнес. Младшая – студентка пятого курса медицинского факультета ПетрГУ, собирается вернуться работать в Кондопогу.

– Как опытный отец расскажите, что самое сложное в воспитании детей?

– Одеть, обуть, накормить, напоить и обучить – это, конечно, важно. Но дети берут пример со своих родителей, поэтому еще важнее (и, на мой взгляд, это и является самым сложным) суметь стать тем примером, который бы помог им в дальнейшей жизни. Если в семье к детям относятся с любовью, пониманием и уважением, то и обратная связь хорошая. Все беды случаются, когда дети не находят приюта в своей семье.

– А супруга не дает вам советов по работе, мол, здесь надо было не так сделать, а по-другому?

– Нет, не считает нужным. Она все понимает, и я ей за это благодарен. Отношения мужчины и женщины должны строиться на взаимопонимании, поддержке и заботе друг о друге. Мы с супругой вместе уже 30 лет. Познакомились в гостях на праздновании Нового года и с тех пор не разлучались – это была любовь с первого взгляда. Так что я вас уверяю: браки заключаются на небесах. Мы, конечно, можем и поругаться, но, как говорится, милые бранятся – только тешатся. С годами у нас ничего не изменилось, не умеем долго сердиться и обижаться друг на друга.

– Дома вы любящий и заботливый муж и отец. А руководитель вы строгий?

– Нет, я не автократ, напротив – демократ. Но иногда могу и кулаком по столу – бывает, что человека надо «встряхнуть». Помогает. А вообще я и в жизни, и тем более в работе склонен каждый свой шаг тщательно продумывать. Нельзя выполнять работу по принципу: вдруг захотелось и побежал делать, а завтра захотелось сделать другое и помчался сломя голову там работать. Должен быть порядок, все должно быть продумано и просчитано, чтобы потом уже не возвращаться и не переделывать.

– Вы по характеру такой человек? Или вас этому научила работа на большом производстве?

– И характер, и работа на комбинате. Это была хорошая школа. Там и «били», и ругали, и учили – в общем, воспитательный процесс по полной программе. Такое производство не прощает работы «тяп-ляп», а хороший, требовательный руководитель способен научить работать так, как надо – внимательно, вдумчиво, но в то же время быстро. И еще умению самому принимать решение в сложной ситуации.

– Вы столько лет отдали большому производству – не жалеете, что пересели в кресло мэра?

– Нет, потому что чувствую в себе силы, потенциал и интерес. Для такой должности необходимо созреть. В молодом возрасте становиться руководителем города неправильно – еще слишком много горячности. С возрастом приходят опыт, понимание, более ясное видение. А в своей жизни я ничего не хотел бы менять. К жизни надо относиться так, чтобы потом не пожалеть о прожитом. Работать, стремиться к новым целям, и не обязательно в работе – в учебе, творчестве, понимании близких людей, идти от простого к сложному, тогда и жизнь идет правильно. Только почему-то очень быстро… Настолько быстро годы проносятся, что я их не замечаю. Но ни о чем не жалею.