Тема номера Сын отказался от матери

Надежда Меккиева
№40 (750) 06.10.2010

История 86-летней Натальи Архирий, которая отправилась из США в Сортавалу к сыну, шокировала, наверное, пол-России. Еще бы – старушка до Сортавалы не доехала. Она осталась одна-одинешенька на вокзале в Петербурге, позже очутилась в больнице.

Как выяснила «Карельская Губернiя», сын наотрез отказывается встречаться с пожилой матерью. И на это у него есть причины.

Угрожала повеситься?

Как уже писала «Карельская Губернiя», три года назад Наталья Архирий переехала из Пермской области к дочке Кате в Америку. По рассказам пенсионерки, дочь делала все, чтобы на чужбине маме было хорошо. В комнате Натальи Петровны даже воссоздали обстановку ее прежней российской квартиры: на стену повесили ковер, поставили телевизор. Но жить на чужбине бабушка не смогла и запросилась обратно. Наталья Петровна заявила, что хочет уехать к сыну в Сортавалу. В Интернете, где активно обсуждается история Натальи Петровны, появилась информация, что старушка добивалась своего вовсе не просьбами и уговорами.

– Она грозила, что повесится или дочь зарежет, если ее не отправят к сыну, – пишет аноним.

– Я помогала дочери с матерью в клинике в Америке. Мать орала и скандалила… – рассказывает другой Интернет-пользователь. – Грозилась или повеситься, или отрезать дочери голову и собакам выбросить, если она не отправит ее к сыну. Дочь прятала ножи.

Как бы то ни было, дочка проделала сложный путь и довезла маму до Хельсинки. А оттуда уже посадила на поезд до Санкт-Петербурга. Сама дочка поехать дальше не смогла – ей не дали российскую визу.

– Дочка уже тоже пожилая, ей 60 лет. В таком возрасте она решается на подобное путешествие, тратит огромные деньги, чтобы привезти мать в Россию, – с пониманием говорит сотрудница Комитета по труду и социальной защите Санкт-Петербурга Екатерина Майборода.

По версии дочки, в Питере пожилую женщину, которая передвигается с палочкой, должен был встретить сын Михаил. И дальше они вместе поехали бы в Сортавалу. Но на перроне Наталью Архирий ждали лишь сотрудники милиции, куда сообщили о пожилой женщине, путешествующей одной. Так Наталья Архирий оказалась в Елизаветинской больнице Санкт-Петербурга, а милиция принялась за поиски родственников.

Я ее боюсь!

Как уверяет сын Михаил, действительно проживающий в Сортавале, о приезде матери он ничего не знал. Увидел сюжет по телевизору и сразу же пошел в милицию. 62-летний Михаил Иванович признает: отношения с матерью у него сложные.

– Вы в курсе, что она в Америке судилась с сестрой? Сестра получила условный срок и штраф, – говорит Михаил Архирий. – Она здесь у меня была, все угрожала меня в тюрьму посадить. Я боюсь ее и не хочу закончить жизнь где-нибудь на лесоповале. Каким образом посадит? Любым. Не будет есть или обойдешься с ней чуть построже – милицию вызовет.

По словам Михаила Архирия, с матерью они не виделись лет шесть. Сам Михаил Иванович родом из Пермской области, где до отъезда в Америку и жила Наталья Петровна. Сын к матери не ездил, она сама приезжала в Сортавалу. И Михаил Иванович даже собирался купить маме дом в Сортавале, но Наталья Петровна не согласилась, попеняв на плохой климат. А потом, как утверждает Михаил Иванович, в следующие свои приезды мать стала ему угрожать.

– Каждый день повторяла: мол, за мужиков много не дают, можно грохнуть, – вспоминает Михаил Архирий. – Так Медея (волшебница из древнегреческой мифологии, убившая своих детей. – Прим. ред.) своих детишек грохнула.

С сестрой Катей, живущей в Америке, Михаил Иванович практически не общается. Из-за границы приходят редкие письма и открытки. Да и до отъезда в США брат с сестрой теплых чувств друг к другу не питали.

– Они уехали, я перекрестился, – говорит Архирий. – Они всегда приезжали ко мне в самый неподходящий момент. У меня миллион планов, своя жизнь, а приходилось их проблемы решать.

Возраст плюс норов

Сейчас Наталья Архирий находится в Комплексном центре социального обслуживания населения Невского района. Как признаются многие, общавшиеся с пенсионеркой, характер у пожилой женщины действительно сложный.

– Она очень тяжелый человек, – говорит сотрудница санкт-петербургского Комитета по труду и социальной защите Екатерина Майборода. – Возраст плюс норов. С таким человеком нехорошие отношения могут сложиться у любого.

Наталья Архирий твердит, что хочет только увидеться с сыном, а потом уедет в Пермскую область.

– Она говорит: «Мне ничего не надо, только с сыном повидаться», – рассказывает начальник социального отдела Калининского района Санкт-Петербурга Галина Кукулиди. – Она хорошо отзывается о дочери. Никакой негативной информации о семейных отношениях от нее не слышали.

После того как различные СМИ рассказали о Наталье Архирий, объявилась ее внучка из Иваново. Но девушка, которая не видела бабушку с трех лет, лишь сообщила, как найти отца. Взять к себе бабушку внучка не пожелала. Возвращаться в Америку Наталья Архирий отказывается.

Принимать какое-то участие в судьбе матери Михаил Архирий не хочет, не считает нужным даже просто встретиться. Он говорит, что мать для него – абсолютно чужой человек.

– Я хочу с Путиным встретиться или с Медведевым, это мои капризы, а это ее капризы, – непреклонен Михаил Иванович.

– И вам ее ни капельки не жалко?

– Нисколько не жалко. Как можно жалеть человека, который хочет тебя посадить?! У нее есть деньги, пусть там думают, как ее отправить в Пермскую область.

Согласно Семейному кодексу, обязать через суд ухаживать за родителями можно только трудоспособных людей. Дети Натальи Архирий уже на пенсии и под действие закона не подпадают. Питерские власти сейчас выясняют, осталось ли у бабушки какое-то жилье в Пермской области.

– Мы до сих пор не сказали ей, что сын от нее отказался, – говорит Галина Кукулиди. – Страшно сказать. Будем решать, что делать. На улице она точно не окажется.