Общество Чинно стуча копытами

Александр Фукс
№35 (745) 01.09.2010

Очень обидно чувствовать, что тебя не уважают. Как-то это гнетет. Вот ходишь ты такой умный, спортивный, грудь колесом, взгляд с прищуром, живот с напружкой, а потом включаешь телевизор, видишь вождя и понимаешь, что над тобой просто ржут. Ну ты же не хуже, чем они. Ты ж небось кандидат наук, или мастер спорта по шашкам, или просто гордый человек. А тебе, хоп, из телека или из газетки прямо в лицо фигу показывают. Обидно.

Пару недель назад прочел коротенькое интервью бывшего карельского губернатора. Может, помните еще, это который до Нелидова был. Высокий такой. Он за год до истечения срока правления вдруг заявление об уходе написал. Правда ведь интересно почему? Может, устал, а может, заставили? Ну мы же имеем право знать. И вот журналистка спрашивает его: почему, собственно, вы досрочно сложили полномочия? А он и отвечает: вопрос, говорит, такого уровня решает президент. То есть это президент его уволил. Попросил уйти. Года не дал досидеть. Выгнал. Но за что? И журналистка задает отставнику этот вопрос. Мол, получается, вы плохо работали, да? А бывший губернатор ей и отвечает: «Хочу обратить ваше внимание, что я ушел в отставку по собственному желанию». И тысячи читателей глядят в газету и понимают только одно: над ними издеваются.

– Скажите, почему вы ушли в отставку?

– Меня уволили.

– А за что вас уволили?

– Я сам ушел.

Все. Приехали. Круг замкнулся. Смирись, гордый человек. Ты не узнаешь причин и не найдешь истоков. Ты мал, и размениваться на тебя – много чести.

– Мистер Путин, что случилось с подводной лодкой «Курск»?

– Она утонула.

Вы спросили – мы ответили, и оставьте нас в покое, у нас и без вас делов множество.

Однажды у работников петрозаводской мэрии поинтересовались, почему в Петрозаводске нет ни одного оборудованного пляжа? Чиновница попросила сделать письменный запрос, и газета сделала. Две недели читатели ждали ответа. Хотели узнать, почему они не имеют права на чистое дно без стекол, на спасателей и на медицинскую помощь. Хотели, в общем, человеческого разговора. А в результате получили ответ: в Петрозаводске нет ни одного оборудованного пляжа в связи с тем, что оборудовать в Петрозаводске пляж не представляется возможным. Ку-ку, карапузики. И двадцать тысяч читателей утерлись свежим номером, оплодотворенные новыми знаниями.

Впрочем, это еще цветочки. Видимость ответа и отсутствие прямой грубости. Но вот надысь первое лицо государства (не путайте с президентом) поговорило с газетой «Коммерсантъ» о разгонах митингов инакомыслящих. Поговорило в свойственной ему творческой манере. То есть лицо произносило фразы типа «отоварили», «дубинкой по башке», «за углом общественного туалета» и «чинно стуча копытами, удалились в сторону моря». В смысле – собираться надо там, где вам разрешили, например, за углом общественного туалета. Можно пригласить туда несколько телекамер, покритиковать и чинно, стуча копытами, удалиться в сторону моря. А если, стало быть, собрались не у туалета, то вас отоварят дубинкой по башке и правильно сделают. Вот такое трогательное отношение к тем, кто смеет быть чем-то недоволен. Мы должны быть всему рады. А кто не рад, у того копыта, башка и рядом старый добрый сортир. Видимо, чтобы было где его при случае мочить. И ведь лицо прекрасно знает, что никакие отечественные камеры за угол общественного туалета не приедут. И не потому, что там плохо пахнет, а потому, что оно лично давным-давно запретило показывать по телевизору недовольных. Это все равно, что подойти к безногому и предложить пробежаться по росе. Босиком, взапуски да под горочку. Обидно, в общем, когда тебя не уважают. Тягостно.