Политика Скромное обаяние буржуазии

Лариса Жданова
№24 (734) 16.06.2010

Смотрели «Секс в большом городе-2»? Согласна, фильм ерундовый, но как возбуждает их красивая жизнь! Роскошные отели, самолеты с вип-купе, захватывающие дух автомобили, наряды от кутюр…

Вы не поверите, но это не сказка. Так отдыхают и живут не только героини американских сериалов, но и наши с вами соотечественники. А потому недавно Государственная дума задумалась: не ввести ли в России налог на роскошь? Идею предложили уже давненько депутаты-«справедливороссы», и вот руки дошли. Вернее, не дошли. Потому что законопроект так и не стал законом. Большинство депутатов его не поддержали.

Мысль была простой и понятной: покупает человек самолет, дорогую яхту, дом, квартиру, картину, золото-бриллианты – пусть платит, кроме стоимости, еще и дополнительный налог в пользу бедных. В том смысле, что пора делиться, господа хорошие. Мы ведь не в Древней Греции живем, где богачи сами, добровольно вносили деньги на государственные нужды и гордились такими пожертвованиями гораздо сильнее, чем своими домами, любовницами и драгоценностями. Это был признак настоящего аристократизма. В современной России другие «признаки»: золотые унитазы, унизанные бриллиантами кредитные карты, чаевые, равные годовой зарплате врача…

Кстати, во многих странах мира налог на роскошь существует. Во-первых, он позволяет пополнить казну, а во-вторых, что немаловажно, несет и некоторую морально-этическую нагрузку. Даже в Америке, где каждый второй мечтает стать миллионером (это, кстати, вполне реалистичная и достижимая мечта), во время кризиса нация выступила за дополнительные поборы с богатых, что власти тут же исполнили.

У нас закон о роскоши провалился. И это удивительно. Ведь в России, в отличие от многих стран, уравнительная система налогов на доходы для всех! 13 процентов подоходного платят и миллионер, и рабочий на заводе. Более того, второй налог – социальный налог – берется только с суммы в 415 тысяч в год. В процентном выражении получается, что у бедных налоги на доходы намного выше, чем у богатых! Не случайно число миллиардеров у нас растет, а остальная нация беднеет. Как утверждают социологи РАН, только за первые девять месяцев прошлого года на треть снизились доходы людей в подавляющем большинстве регионов страны.

Лидер «Справедливой России» и глава Совета Федерации Сергей Миронов возмущен: «Разрыв между бедными и богатыми в среднем по России достигает 17 раз, в то время как в странах Европы доходы самых богатых и самых бедных различаются всего в 3-5 раз». Кстати, насчет 17 раз – это он не прав. По мнению многих экспертов, цифра в 40 раз – более реалистичная.

Один процент россиян владеют 40% национального богатства, в США тот же один процент нуворишей имеют только 8 процентов доходов страны. Причем в Штатах люди зарабатывают собственными талантом и энергией, создавая мировые бренды и транснациональные компании, дают импульс развитию всей страны, наши миллиардеры пухнут от нефти и газа, принадлежащих всей нации.

Удивительно, но идею Миронова о налоге на роскошь поддержали даже единичные представители бизнес-сообщества. Вот только, говорят, неплохо бы начать с чиновников. Может, поэтому закон и не прошел?

Обществу представили дело так: дескать, если ввести налог на квартиру в 15 миллионов, то платить его будут москвичи, живущие в обычных двушках в центре города. Действительно, это непорядок. Но кто же мешает довести законопроект до логического конца?

Нет, говорят противники налога, к чему вообще эти пиаровские популистские идеи? Все бы вам народ тешить! Как этот налог вообще собрать? Не проще ли заставить богатых делиться другим способом? Например, пусть выплачивают людям на своих предприятиях достойные зарплаты, вкладывают в социальные проекты, развивают производство. Хорошо, что не слышит этих приятных во всех отношениях дам и господ Гоголь, а то пожег бы и первый том «Мертвых душ» из-за скудости мечтаний своего Манилова.

А ведь способы внедрения подобных налогов уже придумали до нас ушлые европейцы и американцы.

Например, французы тупо берут прогрессивную ставку с тех, чья недвижимость превышает цену в 700 тысяч евро. «Вычислить» этих людей несложно по налоговым декларациям. Согласитесь, это разумно: чем круче дом – тем больше его владелец платит в казну налогов. Или, например, если у человека в собственности несколько квартир, то, понятное дело, он тоже должен раскошелиться. По мнению экспертов, это еще и прекратит спекуляции на российском рынке жилья, из-за которых так сильно взвинчиваются цены.

Или, например, прогрессивный налог на наследование. В России он тоже не прошел сквозь бдительную Государственную думу. Его инициаторы предлагали обложить повышенными ставками крупные наследства, как это делается в мире. Например, в той же Америке он не очень затрагивает рядовых граждан, накопивших к старости свой миллион, зато за все, что свыше трех миллионов, придется отдать 55 процентов: на школы, больницы, полицию, хорошие дороги...

Наверное, соглашусь: не с налога на роскошь нужно начинать. Чтобы выстроить разумную, не грозящую катаклизмами, достойную великой страны социальную систему, его мало. Но законопроект этот показал в очередной раз полное равнодушие общества к тому, какую страну мы строим. Это была одна из немногих попыток изменить привычный в России ход событий – на уровне Государственной думы! Закон принес бы не столько деньги в казну, сколько осознание: пора России поворачиваться к социальной справедливости. Если бы законопроект «справедливороссов» поддержали партии, именующие себя оппозиционными, общественные организации, профсоюзы, – Государственная дума не решилась бы пойти против всего общества. И, как знать, возможно, вслед за налогом на роскошь последовали бы и другие, более решительные шаги в совсем другую жизнь… Но снова соглашусь: это совсем другая история.