Общество Всем спасибо! Все свободны?

Александр Фукс
№24 (734) 16.06.2010

В День рождения республики Онежский судостроительный завод спускал на воду очередной сухогруз. Площадка перед кораблем была полна народу, судно украсили разноцветными шариками, на трибуне позировали уважаемые люди и радовались в микрофон. «Каждый раз, когда мы спускаем судно, я говорю себе: Петрозаводск – город флотский!» – восклицал губернатор. Меж тем он не мог не знать, что в этот день на воду был спущен предпоследний корабль, и очень может статься, что уже совсем скоро Петрозаводск флотским городом быть перестанет.

Специально доставленный на мероприятие свадебный генерал в лице вице-премьера России Виктора Зубкова говорил о продолжении традиций и о том, что спуск корабля – это хороший подарок ко Дню рождения. Президент судоходной компании «Орион» Александр Колосницын, подобно прорабу из «Операции «Ы», произносил слово «бороздить», имея в виду, что спускаемый корабль уже в августе начнет делать это самое по нашим морям. Солист Мариинского театра, оказавшийся на трибуне на правах личного друга Колосницына, утверждал, что никогда в жизни, даже перед премьерами, не волновался так, как сегодня, и несколько раз повторил: «С Божьей помощью»! И, наконец, руководитель администрации главы РК Людмила Косюк, нареченная крестной мамой сухогруза, воскликнув сакраментальное: «Семь футов под килем!», грохнула о борт корабля бутылку шампанского. Вокруг же толпились невеселые рабочие и как-то совсем безрадостно наблюдали за происходящим.

– Нас уже перевели на трехдневку, – объяснили они. – Сейчас доделываем последнее судно и больше заказов нет. Завод на грани закрытия.

По словам работников завода, в 90-х годах ОСЗ принадлежал питерскому бизнесмену Варварину. Но в начале века его убили и предприятие перешло по наследству к его вдове. Впрочем, принципиально на судьбу завода это не повлияло. Он продолжал успешно функционировать, за последние 8 лет выпустил двенадцать торговых кораблей: десять для России и два для стран Балтии. Завод оснащен самым современным европейским и американским оборудованием, подготовка персонала велась на лучших судоверфях Германии. Заказы были расписаны на несколько лет вперед. Но сейчас в работе остался последний сухогруз. Три остальные уже почти готовы. А дальше – полная неопределенность. Ходят слухи, что с июля часть рабочих отправят в неоплачиваемый отпуск, а в конце года завод и вовсе закроют.

– Раньше в две смены работали, а сейчас и одной не надо, – переживают люди. – Директор наш старается, ищет заказы, но, похоже, никому сейчас корабли не нужны.

По словам директора завода Владимира Майзуса, во всем виноват кризис. Судостроительные заводы простаивают не только в России, но во всем мире. Закрываются верфи в Германии, Голландии, Норвегии, Вьетнаме, Корее, Китае – практически везде, где ведется судостроение.

– Если кто-то говорит, что кризис закончился, я в это не верю, – рассказывает Владимир Борисович. – В судостроении он продлится еще года два. Стоимость фрахта упала в разы, стоят совершенно готовые пароходы, но их не покупают, так как судовладельцы не в состоянии расплатиться. Наш завод – один из лучших в России, у нас были подписаны контракты до 2015 года, но сейчас заказчики от них отказались. Уже полтора года я занимаюсь поиском новых заказов. Подписей пока нет. Но надежда есть. Иначе бы я не работал.

Директор завода заверил «Карельскую Губернiю», что ни у учредителей, ни у руководства нет желания закрывать предприятие, и очень удивился слухам о якобы грядущем неоплачиваемом отпуске части рабочих. На вопрос же о том, не слишком ли помпезной в нынешних обстоятельствах была церемония спуска сухогруза на воду, Владимир Майзус ответил, что никакой помпезности не было.

– Мы только шарики надули, – объяснил он. – Ни застолий, ни Боярского, как когда-то. Солист из Мариинки и тот не пел, а выступил просто как друг президента. Тысяч 20 всего потратили, а завод от этого выиграл. Нас по всей стране на телеканале «Россия» показали. И после трансляции нам уже потенциальные заказчики звонили. Поздравляли.

Майзус отметил, что руководство республики помогает заводу. В частности, уменьшило налог на имущество, пригласило Зубкова и тем самым поспособствовало телевизионной рекламе предприятия, и вообще правительство РК неоднократно высказывало свою озабоченность судьбой ОСЗ. Однако напомним, что за последние годы, несмотря на искреннюю демонстрацию правительственной озабоченности, в Петрозаводске закрылись практически все крупные заводы. Радиозавод превратился в строительный магазин, слюдяная фабрика стала Гоголевским торговым центром, ОТЗ собираются превратить в туристический городок, разорился крупнейший судостроительный завод «Авангард». И вот сейчас на грани закрытия находится последняя точка, которая позволяет нашему губернатору считать Петрозаводск флотским городом.