Политика Купили кота в мешке

Илона РАДКЕВИЧ
№20 (730) 19.05.2010

В марте "Карельская Губернiя" обратила внимание на то, что построенное в Петрозаводске на Кургане биатлонное стрельбище не соответствует международным стандартам, а купленный за 3 миллиона рублей ратрак – снегоукладочная машина для формирования лыжни – не справляется с работой. Публикация имела резонанс. Члены комитета по законности и правопорядку Петросовета обратились в прокуратуру, в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции с просьбой провести проверку. И вот проверка завершена.

Стрельбище

С тем, что построенное на Кургане стрельбище не соответствует международным стандартам, никто не спорит. Мишеней 28 вместо 30, ширина стрелковых коридоров (где ложатся или встают спортсмены) на 30 сантиметров меньше необходимой, заасфальтированный штрафной круг укорочен. Все это очевидно, согласились с нами стражи порядка, но преступления тут нет, а значит, и наказывать не за что.

В аукционе на строительство стрельбища участвовало всего одно юридическое лицо – Управление механизированных работ КСМ. Аукцион признали несостоявшимся, а с его единственным участником заключили государственный контракт на 54 миллиона рублей.

– Этот контракт КСМ выполнила в полном объеме, – говорит и.о. прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры РК Константин Лебединский.

– Компания работала в рамках предоставленного проекта. Какие задачи перед ней стояли, такие и были выполнены.

Соответственно, вопросы могут быть только к тем, кто ставил задачи. Проект стрельбища, утвержденный в 2003 году, на момент его реализации международным стандартам не соответствовал, и чиновники Госкомспорта прекрасно об этом знали. Однако по закону нарушений здесь нет. Согласно документам, спортивный комплекс "Курган" "предназначен для проведения учебно-тренировочных занятий лыжников, соревнований (любых – хоть между соседями по лестничной клетке. – Прим. авт.) и массового катания на лыжах". Вроде как чиновники и не обязаны возводить стрельбище, соответствующее каким-либо стандартам. Даже если бы мишеней на стрельбище было всего две, не подкопаться. А то, что глава Госкомспорта Максим Антипов где-то кому-то международные стандарты обещал – так это только слова, их, как говорится, к делу не пришьешь.

Ратрак

В процедуре проведения аукциона на покупку ратрака стражи порядка также нарушений не усмотрели. Как и в случае со стрельбищем, заявилась только одна компания – "РостСпортСтрой". Соответственно, с ней и заключили контракт по максимальной цене – 3 миллиона 102 тысячи рублей. Проблема в том, что и на момент проведения заседания аукциона, и на момент заключения контракта (25 ноября 2009 года) необходимой Карелии машины у "РостСпортСтроя" не было. Оценить, что они покупают, чиновники не могли. И тем не менее контракт заключили. Ратрак должен был прибыть в республику до 10 декабря 2009 года, но в оговоренный срок он даже не появился на территории России. Дальнейшие действия Госкомспорта Карелии объяснить затруднительно: несмотря на отсутствие машины, 8 декабря деньги были перечислены поставщику в полном объеме!

– Это большой риск со стороны государственного заказчика – перечислять 100 процентов денежных средств юридическому лицу за то, что он еще даже не предоставил, – говорит Константин Лебединский. – Однако на сегодняшний день контракт исполнен и нет оснований признать его несостоявшимся.

Ратрак появился в России только 29 января 2010 года. Складывается впечатление, что компания, выигравшая аукцион, стала искать подходящую машину только после получения денег из Карелии, нашла ее у другой фирмы, купила за гораздо меньшие средства и поставила в республику. То, что найти подобный ратрак не за 3 миллиона рублей возможно, не вызывает сомнений. В Интернете предостаточно рекламы фирм, предлагающих ратраки на 10, а то и 20 лет моложе петрозаводского за меньшие деньги.

Еще повезло

Получается, республика вполне могла сэкономить пару миллионов рублей. Так почему же чиновники не воспользовались этой возможностью, почему заключили контракт с посредником, вместо того чтобы действовать напрямую?

– Кто заявился на конкурс, с тем и заключили, – объяснили нам в Госкомспорте. – Где же были другие фирмы, когда мы проводили аукцион?

Их действительно не было. Да и не могло быть. Объявление об аукционе было опубликовано в газете "Карелия" и на сайте Госкомспорта. В Москве и других городах России о них ни сном ни духом. Даже любопытно, как о выгодном аукционе узнали в московской фирме "РостСпортСтрой"? Видимо, выписывают "Карелию".

Так в республике появился ратрак 1987 года выпуска. Машина, по мнению карельских лыжников, почти бесполезная, так как у нее нет сзади плиты, которая бы утрамбовывала снег и делала лыжню гладкой и жесткой. Правда, и за это наказать чиновников невозможно.

– С Гостехнадзором мы проверили наличие необходимых комплектующих на поставленный в республику ратрак, – говорит Константин Лебединский. – Машина соответствует условиям, которые были заявлены в техдокументации. Плита может использоваться как дополнительное навесное оборудование. В стоимость ратрака она не входит.

Получается, в обоих случаях (и в ситуации со стрельбищем, и в ситуации с ратраком) мы получили то, что заказали. Другой вопрос: почему мы заказали именно ЭТО? Почему чиновники, ищущие ратрак, даже не оговорили минимальный год выпуска (кстати, в этом стражи порядка усмотрели нарушение). Нужно радоваться, что нашему "всего" 23 года. Теоретически мы могли получить ратрак и 50-го, и 20-го годов выпуска, и он бы полностью соответствовал всем заявленным на аукционе требованиям.

В результате прокурорской проверки в адрес главы Карелии и и.о. главы комитета по спорту внесены представления с требованием принять меры и устранить выявленные нарушения законодательства, а так- же решить вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.