Общество Брендовые страсти

Ксения Сорокина
№19 (729) 12.05.2010

Разрекламированный магазин далеко не всегда может поручиться за качество продаваемой в нем продукции. В этом на собственном опыте убедился житель Кондопоги Иван Максимов. Три года назад он приобрел в петрозаводском магазине "Шанс" стиральную машину фирмы Hansa в кредит. Она не проработала и двух недель. Максимов вызвал мастера, тот установил: стиральная машина – бракованная, поэтому нужно обратиться в магазин и попросить ее заменить.

– Мы с женой отправились в кондопожский филиал "Шанса", составили претензию, которую у нас приняли, – вспоминает Иван. – Стиральную машину забрали на экспертизу, которая постановила: машина полностью исправна! Мы были очень удивлены, ведь у нас-то она работать отказывалась. Понятное дело, забирать бракованную технику обратно мы отказались, стали требовать замены, подали в суд. Первый суд мы выиграли, так что нам должны были вернуть стоимость стиральной машины и компенсировать затраты на адвоката. "Шанс" подал на апелляцию, суд ее отклонил и снова вынес решение в нашу пользу. Мы уже было подумали, что проблемы позади.

Но мытарства Ивана Максимова только начинались. Оказалось, по документам стиральную машину мужчина купил не в магазине "Шанс", а в некой фирме "ООО "Товары для женщин". Как ему объяснили, "Шанс" – это просто бренд, под которым работают разные частные предприниматели и компании. Пока суд да дело, "Товары для женщин" успели благополучно обанкротиться, и на их месте открылась другая фирма. Доказать, что она имеет отношение к банкроту, было невозможно. Приставы берут судебное решение Ивана Максимова на исполнение и раз за разом возвращают его с одним ответом – местонахождение должника установить не удалось, по указанному адресу фирма больше не располагается.

– Ни машины я больше не увидел, ни денег, – вздыхает Иван Максимов. – Сломанную "стиралку" мне потом хотели отдать, но зачем она мне нужна, неработающая? Самое обидное, что рекламу "Шанса" я часто вижу в газетах и по телевизору. Работают и процветают. А я ведь после той злосчастной покупки еще год выплачивал банку кредит за стиральную машину, которой пользовался всего пару раз!

Закон бессилен?

В Отделе по защите прав потребителей нам подтвердили: название "Шанс" само по себе нигде не зарегистрировано. И то, что под его эгидой успели поработать и ООО "Товары для женщин", и ООО "Мир бытовой техники", специалисты отдела прекрасно знают. Но формально никаких нарушений закона нет.

– Чаще всего поступать подобным образом любят именно магазины бытовой техники, – объяснили "Карельской Губернiи" в Отделе по защите прав потребителей. – У бытовой техники ведь, как правило, большой гарантийный срок, поэтому предпринимателям, не уверенным в качестве своего товара, проще продать определенное его количество, а потом создать на месте старой фирмы новую. Долговые обязательства в этом случае не передаются, так что новая фирма начинает свою деятельность как бы с чистого листа. При этом работает под раскрученным брендом, и от покупателей нет отбоя. "Шанс" – не единственный магазин, который так поступает. С "Эльдорадо" была подобная история. Под многими брендами, даже московскими, работают одновременно несколько частных предпринимателей, продающих бытовую технику.

Специалисты советуют: обязательно обращайте внимание, какую печать вам ставят на гарантийный талон. "Правильной" считается круглая печать, на которой указано наименование юридического лица, продающего вам товар. С такой печатью в случае чего товар у вас без проблем примут на ремонт. Но если на печати указано просто название бренда, товар с таким гарантийным талоном могут потом отказаться ремонтировать или принимать обратно.

Если вы попали в такую же ситуацию, что и Иван Максимов, не все потеряно: по закону потребитель имеет право обратиться с претензией непосредственно к производителю или импортеру бракованного товара. Можно отыскать и официального представителя фирмы в России. К своему обращению необходимо приложить гарантийный талон и результаты экспертизы, в которых будет указано, что товар признан непригодным для пользования. Вернуть деньги за некачественный товар можно в пределах срока службы купленной вами техники. Для стиральной машины этот период, к примеру, составляет десять лет.

В принципе помочь могли бы и судебные приставы, чья прямая обязанность – исполнять судебные решения и разыскивать должников. Но, как пояснили нам в пресс-службе судебных приставов Карелии, их сотрудники не могут бегать по всему городу за каждым должником:

– Мы направляем бумаги по указанному в судебном решении адресу. Если нам приходит ответ, что этой фирмы там больше нет, то что еще мы можем сделать? Ходить и проверять, как обстоит дело на самом деле? У нас нет на это времени!

Получается, потребителю нужно надеяться только на себя. Как всегда.