Политика Власть, деньги и труд за 2 копейки

Лариса ЖДАНОВА
№19 (729) 12.05.2010

"Фундаментом любой политики служит безразличие большинства". Джеймс Рестон

Когда-то европейцы смотрели на нас с завистью. Еще бы: в СССР каждый имел право на бесплатное жилье, образование и здравоохранение, 8-часовой рабочий день, оплачиваемый отпуск и прочие прелести социализма. О том, что СССР был для них примером, мне рассказывали датские ветераны профсоюзного движения. "Теперь у нас люди живут очень хорошо, – говорили они. – Чтобы этого добиться, мы в молодости даже в тюрьмах сидели…"

На нынешний Первомай карельские профсоюзные лидеры, как и их коллеги в других регионах, вышли одной колонной с партией власти. Против этого странного решения выступил только председатель профорганизации Карельского научного центра РАН Александр Куринной. Он, видимо, книжки читал об истории мирового рабочего движения, а потому убежден, что "профсоюзы должны вести независимую политику", а "трудящиеся – иметь возможность высказываться против того, что делается в России". Но, видимо, Куринной – один такой романтик на весь карельский реском.

А ведь 1 Мая – самый подходящий день, чтобы выступить с требованиями об улучшении жизни людей. Не случайно когда-то он назывался Днем солидарности трудящихся. Впрочем, власти современной России еще в 90-х годах учуяли подвох, и теперь мы отмечаем Праздник весны и труда. "Праздник весенней пахоты", по-моему, гораздо ближе к сути. Тут тебе и дачные работы, и ощущение полной безнадеги по поводу улучшения жизни всех работающих в стране.

Разве нам нечего сказать власти? Ни в одной развитой стране нет такой огромной разницы в доходах между бедными и богатыми. Как удалось рабочим и служащим Европы и США добиться социальной справедливости, того самого "равенства и братства"? С помощью профсоюзного движения. Только в 1971 году более 70 миллионов человек в мире вышли на забастовки. В соседней Финляндии в 1984 году прошло порядка 1700 стачек. Кстати, советское государство эту борьбу всецело поддерживало.

Профсоюзы многих стран смогли установить достойную минимальную оплату труда. В Ирландии она составляет 1462 евро (это один из самых высоких показателей), где-то ниже, но даже в Эстонии, Польше и у других небогатых "младоевропейцев" приближается к 300. В России МРОТ всего 4330 рублей, то есть немногим больше 100 евро.

Думаю, у нас у всех общие требования: рост зарплаты, рост социальных пособий, особенно по безработице и на детей, рост пенсий. Добиться этого могут только сильные профсоюзы. Однажды я оказалась в Норвегии во время всеобщей забастовки. Спрашиваю у журналистов: "Норвежцы-то чем недовольны? "Да всем довольны, – отвечают. – Но некий депутат парламента высказался, что нужно один праздничный день в году сделать рабочим". Тут же и правительство, и парламент заявили, что мнение этого ммм… чудака не поддерживают и праздничный день сохранится. "А чтоб неповадно было впредь на наши права посягать!" – ответили профсоюзы и провели для профилактики общенорвежскую забастовку.

Казалось бы: насколько лучше нас живут в европейских странах, а ведь и там люди продолжают бороться за свои права. В Финляндии сейчас бастуют пищевики, требуя увеличения зарплаты, недавно на смены не выходили продавцы. В прошлом году там прошло порядка 140 забастовок. После недавней стачки шведского профсоюза целлюлозно-бумажной промышленности хозяева предприятий вынуждены были поднять зарплаты.

Увы, Федерация независимых профсоюзов России – рудимент советских времен. Не думаю, что их лидеры способны возглавить борьбу за наши права, за справедливое распределение продуктов труда. Долгие годы "социального партнерства" российских профсоюзов с властью и работодателями привели к тому, что лучше всех в стране живут именно власть и работодатели.

И виноваты в этом мы сами. Наша инертность. Мы голосуем за тех лидеров профсоюзов, которых нам "навязывают" сверху. Мы не выдвигаем на своих собраниях экономических требований. Мы не заставляем наши отраслевые союзы бороться за наши же права. Мы не готовы оказать им поддержку, не отсиживаясь дома во время митингов. Да большинство из нас уже и не помнит: состоит ли в профсоюзе?

В общем, как в том анекдоте: назло кондуктору пойду пешком. Мы не доверяем профсоюзам, не принимаем активного участия в их работе, а власти и работодателям только того и нужно! Так и живем. По некоторым данным, в России 22 процента населения проживают за чертой бедности. К чему идем?

Уверена: чем скорее мы начнем применять цивилизованные формы борьбы за свои права, тем лучше для всей страны. Обеспеченное население – это высокая покупательская способность, а значит: рост производства товаров потребления, сферы услуг, строительства и так далее… Да и не хотелось бы, чтобы социальная напряженность привела к волнениям, у нас это может иметь грустные последствия.

Появятся ли в стране новые, сильные, действительно независимые от власти и работодателя профсоюзы? Накануне 1 Мая несколько самых активных российских "отраслевиков" (авиадиспетчеров, горняков, железнодорожников) заявили о своем недовольстве позицией Федерации независимых профсоюзов – тех самых, что вышли на демонстрации с партией власти. Сильные отраслевые профсоюзы будут объединяться в новую организацию. Понятно, что "хозяева жизни" окажут им мощное сопротивление. Станут ли новые российские профсоюзы действенными, смогут ли они защитить наши права – зависит только от нас. Пока низы не требуют от верхов решительных действий, верхи этих действий и не предпринимают. Так и будем шагать стройными колоннами под красивыми лозунгами – к рабскому труду?