Спорт и отдых Назло всем блокбастерам

Илона РАДКЕВИЧ
№12 (722) 24.03.2010

В декабре в Петрозаводске уже в 13-й раз прошла Неделя финского кино. И организаторы фестиваля решили уделить больше внимания впечатлениям зрителей от просмотра фильмов: объявили конкурс на самый яркий и вдумчивый отзыв. Финалистам обещали призы и опубликовать их мысли на страницах нашей газеты. Пришло время исполнять обещания!

"Запретный плод"

1-е место с отзывом к фильму "Запретный плод" занял студент 2-го курса ПетрГУ Роман Рагуля:

"Шанс изменить жизнь в лучшую сторону есть у всех. В качестве предисловия… После ожидаемых и, откровенно говоря, провальных фильмов "2012" и "Новолуние" мне даже не хотелось возвращаться в кинотеатр и снова "хавать" бездушные картины. Любителям драм и лихих историй любви, сдобренных хорошей игрой актёров, можно было затаиться в тихом пыльном углу и ждать чуда… которое таки произошло.

Что в целом мне известно про финский кинематограф? Да ровным счётом ничего, и поэтому встреча с ним могла оказаться первой и последней. Весьма свежий по форме и тематике фильм "Запретный плод" повествует о двух деревенских девушках, открывающих для себя городские соблазны. Плюс ко всему волей судеб они принадлежат к консервативной общине верующих, которым бог запретил употреблять алкоголь, иметь порочные связи вне брака, пользоваться косметикой и далее по списку.

Две сестры, как две противоположности, которые по ходу фильма кардинально меняются местами… навсегда. Уже в самом начале Марья хочет испытать все "запрещенные" прелести жизни, недоступные дома, на себе, чем очень пугает и беспокоит свою сестру Рокель. Годы, проведенные в запретах и молитвах, сыграли свою роль, и девушки отправляются в Хельсинки. Марья – отдаться пороку, Рокель – уберечь сестру от глупостей.

На протяжении всего фильма чётко прослеживаются две линии. Рокель до конца изо всех сил пытается уберечь сестру от пороков, испытывая при этом двойственные чувства… и не замечает, как сама уходит в этот омут с головой. По натуре Рокель слабая, пугливая, боящаяся перемен и всего нового, но трудности ее закаляют, и в конце мы видим совершенно иную девушку, лишь внешне похожую на прежнюю, но внутренне свободную и счастливую. Марья полна решимости и упорства, она словно пороховая бочка, которую подожгли свобода, право выбора и отсутствие любых запретов, но её запал настолько мал, что даже любовь не в силах его снова зажечь. Она сгорела как спичка: красиво, но дотла.

Любовь, ну как же без неё? Две сестры влюбились в двух братьев, что может быть лучше?! Марья хотела попробовать всего и сразу. Пожалуйста, Хельсинки дал ей такой шанс, но не сказал, что делать дальше. Главное же отличие Рокель в том, что она хочет жить новыми ощущениями, жить с любимым человеком… пусть даже вдали от близких. Может, это и правильно. Прожить не свою жизнь – это не для неё.

В конце фильма, утолив эмоциональный, сексуальный и алкогольный голод, Марья смиренно возвращается домой и соглашается блюсти божественные запреты. Мы также наблюдаем духовное становление Рокель. Она оказывается способной на счастливую жизнь в новом для неё мире, но с любимым человеком. Ведь верить в бога – не значит ограничивать себя во всем.

Теперь о мелочах:

– Фильм смотрится легко и без усталости. Для просмотра парой вообще идеален, ну или в кругу друзей.

– Финны – большие мастаки на шутки и каверзные моменты, особенно для молодёжи. Причём смех ни капли не мешает просмотру фильма, всё в тему и к месту.

– Музыка очень гармоничная и спокойная, подобрана как раз под стать атмосфере фильма. Она скорее выступает фоном, смягчающим обстановку.

– Актёры хорошие, замечательно передали эмоции и чувства.

Впервые пожалел о том, что не знаю финского языка. Смотреть фильм в оригинале с переводчиком, который буквально на ходу переводит, – не всем понравится".

"Рождественская история"

2-е место завоевал отзыв к фильму "Рождественская история". Его написали 10-летний Антон и 12-летний Алексей Глушковы:

"Этот фильм впечатляет! Он заставляет задуматься об очень важных вещах в жизни… Николас, оставшись один, очень благодарен жителям села за то, что они его приютили. И он решил их отблагодарить. Они дарили ему тепло, ласку, так же, как своим детям. Он хотел отдать им что-нибудь, но у него ничего не было, кроме умелых рук. Николас подумал, что можно подарить детям игрушки, как своей сестре Аде. И он стал тайно вырезать игрушки. В эти маленькие игрушки он закладывал частицу своего счастья и этим помогал детям. Это счастье из игрушки переходило к владельцу. И пробуждало в нем дружбу, веселье, смех и многое другое! Дети были счастливы, а оттого, что радовались дети, радовались и их родители! Этот фильм нам очень понравился!"

"Письма отцу Якобу"

На третьем месте с отзывом к фильму "Письма отцу Якобу" – девушка под именем Анна. Узнать о ней подробнее не удалось: на вручение призов (награждение проходило в финском консульстве) финалистка не пришла. Но мы держим обещания и публикуем и ее отзыв тоже:

"Фильм действительно самобытный, отражающий уклад жизни финской глубинки. Сюжет картины неординарный – мало кому покажется привлекательной история одинокого старика-пастора и брутальной женщины, бывшей заключенной... Мягко говоря, не высокобюджетный голливудский блокбастер, где все на поверхности, без смысла, но зато со спецэффектами. Фильм снят в лучших традициях европейского кино – он требует от зрителя думать. Это особенно радует, ведь нечасто встретишь подобные фильмы в списках лидеров кинопроката. На мой взгляд, режиссер думал не о кассовых сборах, а о том, чтобы оставить след в кино.

С первых и до последних минут мы видим историю глазами Лейлы – в течение 70 минут происходит удивительная эволюция ее личности. Оказывается, даже этой молчаливой, разочаровавшейся в жизни женщине, проведшей многие годы в тюрьме, в изоляции от общества, не чужды простые человеческие страдания и вечные ценности – такие, как любовь и сострадание. Переломный момент, когда героиня Каарины Хазард садится в такси, но в последний момент передумывает и остается, кажется банальным и предсказуемым, но все же общему восприятию картины это ничуть не вредит, и вряд ли за всю историю существования кинематографа найдется фильм, идеальный во всех отношениях.

Кстати, другой главный герой картины – отец Якоб переживает не менее значительные изменения в своем мировоззрении. Всю жизнь этот человек служил богу и простым людям. Даже утратив зрение, постарев, он продолжает свое дело, живя надеждой, что может еще хоть кому-нибудь помочь (отец Якоб не задумываясь отдает все свои сбережения незнакомой женщине, чтобы она могла добраться домой). Он ждет писем со словами благодарности, но они не приходят, теряет надежду, сомневается, нужен ли господу. Но, оказывается, есть еще один человек, который запутался в жизни, отчаялся и просто не видит смысла бороться за что-то, поэтому находится на грани самоубийства – Лейла. В итоге героиня изливает душу и находит ответ, а отец Якоб может уйти, выполнив свою миссию.

Поразительно, что к концу просмотра фильма в зале воцарилась абсолютная тишина. Даже молодые люди на последних рядах, бурно обсуждавшие свои проблемы во время первой половины фильма, оказались поглощены происходящим на экране (в моей жизни подобный случай был только на просмотре фильма Лидии Бобровой "Бабуся").

Могу сказать, что картина, бесспорно, достойна внимания, способна вдохновить на понимание простых, но великих вещей".

Добрая традиция

Отзывов было очень много. Но на этот раз, заметила генеральный консул Финляндии в Петрозаводске Паула Сиркия, и фильмы были очень хорошие. Да и желающих их посмотреть, по признанию директора кинотеатра "Калевала" Светланы Будник, тоже было больше обычного!

– Раньше я не был знаком с финским кинематографом и не думал, что он настолько силен, – говорит Роман Рагуля. – Я написал рецензии на пять фильмов. У меня были две отрицательные рецензии, одна нейтральная и две положительные.

Антон Глушков признался, что они с братом посмотрели всего один фильм – "Рождественская история", на который и написали отзыв:

– Он нам очень понравился. Жаль, что мы так поздно спохватились. "Рождественская история" был последним фильмом Недели финского кино.

Паула Сиркия заверила победителей, что переживать по этому поводу не стоит: Неделя финского кино в Петрозаводске стала уже доброй традицией. В 2010 году и фестиваль, и конкурс повторятся вновь.