Общество День Лоухи или день пива?

Ксения Сорокина
№12 (722) 24.03.2010

Праздник "Лоухи – хозяйка Севера", проводимый в августе в Лоухах, оказался в центре скандала. На заседании комиссии по вопросам религиозных объединений при главе Карелии лоухский служитель православной церкви отец Анатолий выказал свою обеспокоенность "культом "Калевалы"". В пресс-службе карельской епархии "Карельскую Губернiю" заверили: не устраивает конкретный праздник, центральным персонажем которого является старуха-колдунья. Против самой "Калевалы" православная церковь ничего не имеет.

Вернуть доброе имя

Праздник "Лоухи – хозяйка Севера" собираются проводить уже в шестой раз. Как объяснили нам в местном Доме культуры, организаторы мероприятия ни в коем случае не защищают колдунью из эпоса и не проповедуют языческие ценности. Их цель – вернуть доброе имя Лоухи, ведь у нее были не только отрицательные, но и положительные черты. К примеру, Лоухи была заботливой матерью и хлебосольной хозяйкой – достаточно вспомнить, с каким размахом она готовила свадьбу. Да и старухой Лоухи можно называть лишь условно – исследователи эпоса выяснили, что ей всего 37 лет.

– Празднование у нас начинается в деревне Лоушки, которая находится в 30 километрах от поселка, – говорят в Лоухском доме культуры. – Там у нас построена специальная избушка, в которой, по легенде, и проживает хозяйка Севера. Сама Лоухи к началу торжества приплывает туда на лодке. Мы представляем ее как хозяйку всего Лоухского района, мудрую правительницу, которая заботится о своих владениях. Еще в рамках праздника проходит конкурс на лучшую помощницу Лоухи – жительницы района соревнуются в рукоделии, кулинарии и других хозяйственных делах. Вот, пожалуй, и все, что в этом празднике связано с именем Лоухи. На деле это обыкновенный день поселка, но поскольку наш поселок носит имя старухи из эпоса, логично было связать торжества именно с персонажем "Калевалы"…

Православная церковь с таким подходом к празднованию дня поселка категорически не согласна.

– Так мы скоро дойдем до какого-нибудь колдовства, – уверен отец Андрей Верещагин, настоятель Екатерининской церкви в Петрозаводске. – Подобные "темные" моменты были во всех религиях, и православие – не исключение. Но не зря же мы от них ушли! Зачем же возвращаться обратно? История показывает: когда люди уходят в поклонение, они никаких благих дел не совершают.

Будет день Пива

Священник Павел Пуговкин, настоятель Георгиевского храма села Видлица Олонецкого района – сам по национальности карел. Поэтому к эпосу "Калевала" он относится с большим уважением. Тем не менее он тоже выступает против праздника "Лоухи – хозяйка Севера".

– Я бывал во многих городах и селах, но нигде не пытаются искусственно создать себе праздник, – говорит отец Павел. – Даже в поселке Калевала отмечают в качестве дня поселка Петров день! Стремление отдельных лиц "омолодить" злую старуху Лоухи да еще и обелить вызывает по меньшей мере недоумение.

Отец Павел опасается, что у организаторов праздника не хватит фантазии выдумывать новую программу каждый год, и со временем праздник "Лоухи – хозяйка Севера" превратится в банальный "день пива".

– Не проще ли относиться к празднику просто как к дню поселка? – поинтересовались мы.

– Хорошо, тогда почему нельзя назвать этот праздник днем преподобного Серафима Саровского? Храм в Лоухах освящен в честь и память преподобного Серафима Саровского. К тому же Элиас Леннрот был не только собирателем рун, но и магистром богословия. Он составил "Калевалу" так, чтобы все персонажи были показаны обыкновенными людьми со своими достоинствами и недостатками. И только старуха Лоухи – однозначно отрицательный персонаж. Мне кажется, это не случайно было сделано…

– То есть если бы праздник назвали "День Вяйнямейнена", церковь бы не возражала?

– Я бы возразил. Если в честь героя эпоса назовут улицу, это нормально. Но если в честь него устраивают праздник, это уже попытка создания культа.

В Министерстве по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями обо всех этих спорах знают. Более того, сотрудники прекрасно понимают опасения церкви, ведь они и сами – православные. С другой стороны, можно относиться к такому торжеству, как к шутке. Ведь проводят же в деревне Киндасово день юмора.

– А у нас все праздники рано или поздно превращаются в пресловутый день пива, – меланхолично заметили в Отделе по связям с религиозными объединениями. – И все заканчивается пьянкой. Даже тот же день юмора в Киндасово. Не привык еще наш народ жить по православным традициям. По статистике, у нас в стране 80 процентов населения – православные. При этом в церковь регулярно ходят только два-три процента…