Общество Олонецких подростков боятся выпускать из дому

Александр ФУКС
№4 (714) 27.01.2010

Не успел министр по вопросам национальной политики Андрей Манин заявить о росте толерантности граждан Карелии, как жители поселка Куйтежа написали обращение в федеральные структуры с просьбой гарантировать им безопасность от живущих в Олонецком районе представителей чеченской диаспоры. Она давно уже считается самой многочисленной в Карелии. По данным миграционной службы, в Олонецком районе проживают около 100 чеченцев. По неофициальным данным, их там уже более трехсот.

По словам жительницы поселка, пожелавшей в целях безопасности остаться не названной, последней каплей стал конфликт между представителями чеченской и местной молодежи, происшедший незадолго до Нового года на дискотеке. К клубу подъехали три автомобиля, оттуда выскочили с десяток чеченцев и принялись избивать отдыхающих. Одному выстрелили в ногу из травматического пистолета, нескольких сильно избили.

– Это длится уже давно, – говорит женщина. – Чеченцы запугали всех. Их собака напала на пожилую женщину, чуть руку ей не откусила. Два года назад парня нашего убили. Родители уже боятся отпускать детей на дискотеки. А представители власти, встречаясь с нами, говорят одно: мол, мы должны терпеть.

В результате инициативная группа составила письмо в федеральные структуры с просьбой предоставить коренному населению Олонецкого района гарантии безопасности. Однако по информации, полученной нами в пресс-службе МВД, далеко не все в этой истории так однозначно.

– Следствие не усматривает в конфликте на дискотеке национальной составляющей, – рассказала "Карельской Губернiи" руководитель пресс-службы МВД Татьяна Гарибашвили. – Это чистой воды хулиганство. В Куйтеже уже несколько лет существует животноводческая ферма, хозяином которой является представитель чеченской диаспоры Борис Джабраилов. В тот вечер его брат Магомед расчищал на тракторе дорогу, а когда закончил работу, перед его машиной встали несколько местных подвыпивших парней и не давали ему проехать. Возник конфликт, Джабраилов вышел из машины и получил по лицу. А парни отправились продолжать вечер на дискотеке…

Дальше мы знаем. К клубу подъехали земляки Джабраилова и отомстили обидчикам. Но неужели нет других, более цивилизованных способов разрешать подобные конфликты?

– Конечно, так нельзя, – говорит Борис Джабраилов. – Но эта травля длится с того момента, как я стал хозяином фермы. Чего уже только с нами не делали: и сарай сжигали, и окна выбивали, а однажды чуть заживо не сожгли всю бригаду. Дверь снаружи приперли и подожгли. На счастье, человек в это время за водой шел. Увидел, успел потушить. И я каждый раз обращался в милицию, и каждый раз ничего не делается.

Джабраилов рассказал, что пару лет назад был жестоко избит сторож его хозяйства, русский по национальности, только за то, что стал работать у "чужих". Человек две недели пролежал в больнице, а когда вышел, его избили снова и даже пытались утопить. Как считает Джабраилов, это делают одни и те же люди – те, кому не нравится, что хозяйством руководит приезжий. Хотя вроде и приезжим-то его можно назвать весьма условно. Борис живет в Карелии уже более 20 лет. Что же касается злополучного предновогоднего вечера, то, как он утверждает, его брата оскорбляли, пинали его машину, прищемили палец дверцей, избили и сорвали с головы шапку.

– Вам кажется, что это пустяк, – объясняет Джабраилов. – А для чеченца лучше умереть, чем позволить снять с себя шапку. Это позор. А они кричали, что "задницу подотрут его шапкой". Человек бесплатно дорогу чистит, добро всему поселку делает. За что это все?

Заместитель председателя вайнахской диаспоры по Олонецкому району Таус Эйзерханов считает, что все же в любом конфликте нужно разбираться более цивилизованным путем.

– Я Магомеда спрашивал: зачем ты побежал за этой шапкой? – говорит Таус Харонович. – Они же наших обычаев не знают. Успокоился бы. А завтра, когда они протрезвели бы, встретился бы и нормально объяснился… Но, с другой стороны, если бы милиция вовремя обращала внимание на такие факты, ну хотя бы беседы проводила с этими ребятами, может, таких случаев и не происходило.

В пресс-службах МВД и прокуратуры РК нам, однако, сказали, что никаких конкретных заявлений со стороны чеченской диаспоры они не припомнят. И на встрече 19 ноября с представителями силовых структур звучали в основном лишь жалобы самого общего порядка.

В Министерстве по делам национальной политики нам рассказали, что проблема, на их взгляд, кроется вовсе не в межнациональных отношениях, а в обычном бытовом хулиганстве. Ведь в Куйтеже не проживает ни одного представителя чеченской диаспоры. Джабраиловы лишь наведываются туда на работу, а значит, о постоянных контактах людей разных культур и говорить не приходится. А то, что "разборки" приключились, так это свойственно не только для чеченского народа, но, как сказал начальник отдела программ национального развития Виктор Красножон, "и у нас такое бывает".

Очень трудно разбирать подобного рода ситуации. Национальные отношения – дело тонкое и болезненное. То, что одним кажется пустяком, другим представляется смертельной обидой. И все же замалчивание проблемы тоже к добру не приводит. Люди очень настороженно относятся к тем, кто приезжает жить на их землю. Тем более если эти приезжие отличаются от них внешне, говорят на другом языке и воспитаны в другой культуре. И сами приезжие постоянно ждут подвоха от местного населения. Это данность, в которой мы живем и от которой никуда не деться. Нельзя закрывать глаза на то, что одни обзывают других оскорбительными для них словами. Равно как нельзя игнорировать то, что эти другие почти всегда носят при себе ножи и часто готовы решать конфликтные ситуации привычным для себя, но неприемлемым для цивилизованного общества образом. И те и другие должны быть уверены, что любой, даже самый мелкий конфликт они смогут решить законным путем, что их жалобу не проигнорируют, а суд не затянут на годы. Но такой уверенности пока нет и в помине.