Общество Когда "скорая" нескорая

Губерния
№29 (686) 15.07.2009

Стандартная ситуация: бабуля летом отправляется на дачу, и за прополкой сорняков и подвязыванием помидоров ее настигает сердечный приступ. Дрожащей рукой набирает она "03" и ждет врачей. Но вот хватит ли ее несильного здоровья на то время, пока бригада скорой помощи будет добираться до деревни?

Опасные пикники

Пенсионерка Ирина Унтовна живет в Ведлозере. Вот уже несколько лет вместе с нею проживает мать – 82-летняя старушка. До больницы даже в самых критических ситуациях они добираются только своим ходом…

– У нас у всех тут проблемы со скорой помощью! Она к нам просто может не приехать – то бензина нет, то машина сломана. Я, например, частенько вызываю "скорую помощь" своей матери, и два раза бригада не приезжала. Вот с сердцем было плохо, так нам консультацию дали по телефону, и все. В больницу бабушку на следующий день везли дочка с зятем. Сейчас она лежит в Пряжинской больнице, куда мы тоже добирались самостоятельно.

Фельдшер скорой медицинской помощи, пожелавший остаться неизвестным, комментирует ситуацию:

– В этом нет ничего удивительного. Я, если честно, никому бы не советовал оставаться надолго в деревне или дачном поселке. Причин тому несколько. Техническое состояние наших автомобилей оставляет желать лучшего – машины-то должны меняться раз в пять лет, но этого нет. Они скрипят, трещат и ломаются, не доехав до пункта назначения. В этом случае нужно отправлять из города другую бригаду, да еще и нас обратно доставлять. Самый долгий мой вызов занял три часа: именно столько времени прошло между звонком и доставкой пациента в больницу.

В Ялгубе, которую мы обслуживаем, есть фельдшер, но он там работает дня два в неделю – назначения делает, таблетки больным привозит. Рассчитывать на него в экстренной ситуации нельзя. В Новой Вилге есть фельдшерско-акушерский пункт, но по ночам туда ездим все равно мы, из Петрозаводска. В Лососинном, где куча дачных поселков, вообще никакой медпомощи нет.

Добавьте к этому глобальную проблему российского бездорожья. Иногда "скорая" просто не может подъехать к деревне! Бывало, носилки тащишь до застрявшей машины 200-300 метров, по колено в снегу. Весной гололед, а колеса у автомобиля что зимой, что летом одни и те же, в горку на них не заедешь. Да и во дворах зимой буксуешь, приходится выходить из машины, толкать, подзывать прохожих. Не так давно в городе колесо пробили, так со станции человек с домкратом ехал, потому что иначе не заменить никак. А внутри пациент под капельницей лежит… К тому же на плохой дороге легко человеку навредить – повреждения позвоночника, к примеру, предполагают максимально бережную транспортировку.

Вот яркий пример того, как наша "скорая" выезжает на загородные пикники. Однажды два москвича отдыхали на острове, у одного прихватило сердце. Туда отправили бригаду скорой помощи. Чтобы добраться до пострадавших, пришлось брать лодочку у местных жителей.

Хамство на дороге

Заместитель главного врача по станции скорой помощи Наталья Седлецкая отрицает, что петрозаводская "скорая" ездит зимой на летней резине. Однако она тоже недовольна сегодняшним положением дел.

– Станции скорой медицинской помощи обслуживают территорию радиусом 40 километров. Эта норма действует по всей России. Наши врачи, в частности, ездят в Заозерье, Старую и Новую Вилгу, Пиньгубу, Ялгубу, Лососинное, Машезеро.

По зимним дорогам, конечно, добираться до отдаленных населенных пунктов тяжелее, но мы и ездим туда реже. Зимою в поселках живут люди, которые знают о местных фельдшерах и не звонят в Петрозаводск по каждому случаю. 80 процентов дальних выездов приходится на летнее время…

В Финляндии скорой помощи вообще нет – там работают парамедики, чьи услуги недешевы, поэтому больных, если есть возможность, доставляют в больницу своим ходом. Однако могу сказать, что радиус сорок километров – все-таки многовато. Мне кажется, должно быть раза в два меньше.

Конечно, идеал недостижим. Продолжительность клинической смерти – пять минут, за это время бригада даже до соседней улицы добраться не успеет. По Петрозаводску наша "скорая" доезжает до места в пределах 10-15 минут. Если вызов не очень срочный – температура, давление, боли в грудной клетке – время ожидания может составить 20 минут. Поэтому могу смело заявить: необходимо обучать население азам первой помощи! Надо учесть: вызовы принимают профессионалы, которые квалифицированно могут оценить ситуацию, дать рекомендации и определить очередность обслуживания вызова.

Есть ряд болезненных проблем. Уже ведется речь о создании подстанции, которая бы обслуживала жителей Древлянки, Кукковки и Ключевой. В той же Финляндии на дорогах выделена полоса для спецтранспорта, которую нельзя занимать. У нас этого нет, и поездка через весь город занимает слишком много времени. А про хамство частных автовладельцев рассказывать вообще бесполезно: водители "скорую помощь" не пропускают. Бывают и аварии, в которых страдает медицинский персонал. Не действуют ни мигалки, ни спецсигналы. Из-за громкой музыки водитель не слышит сирены, а проблесковых маячков днем, если не присматриваться, не видно. На любом рейде, проводимом совместно с ГАИ, каждый раз находятся нарушители. Люди как будто не понимают, что бригада медиков в данную минуту может спешить к их родным и близким…