Культура Капитан "Андромеды"

Губерния
№29 (686) 15.07.2009

Однажды 13-летний Виталик Васильев гулял с друзьями по Онежской набережной и любовался яхтами. В тот день как раз стартовала парусная регата. Красивые суда восхищали и будоражили живущую в каждом мальчишке тягу к приключениям.

Одна из яхт Виталику особенно приглянулась. Она была больше и изящнее других. Мальчик подошел ближе, увидел капитана и попросился на борт – поглазеть. Капитан улыбнулся и учтиво ответил, что сейчас у него гости, но в следующий раз он с радостью все покажет. Тогда Виталик не знал, что эта встреча была судьбоносной.

"Андромеда"

Решение купить яхту и обойти вокруг света появилось не вдруг. Сначала это была мечта. Потом – навязчивая идея, захватившая Виталия. Он выучился в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), затем, заочно, в Московской парусной школе. Свою первую маленькую яхту приобрел в 19 лет. Потом было ещё две. Они не предназначались для дальних странствий. Но, набравшись опыта и решимости, в 23 года Виталий решил купить большое судно.

Вместе с родителями долго искал подходящую яхту. То цена не устраивала, то качество. Наконец наткнулись на объявление о продаже яхты в Кондопоге. Параметры – то, что надо, и цена не заоблачная. "Андромеда" была построена известным яхтсменом Александром Гудковым. Не обладая специальными знаниями, он создал судно, равного которому на тот момент в Карелии не было. Постройка заняла почти 7 лет. Подивиться "Андромеде" собирались толпы.

У Александра была та же мечта, что и у Виталия, – кругосветка. Но жизнь его оборвалась прежде, чем он успел её осуществить. Однажды во время плавания Александр решил искупаться. Был штиль, и он не бросил якорь. Пока плавал, поднялся ветер. Яхту понесло. Тело Гудкова так и не нашли.

Ольга, родная сестра Александра, долго не решалась продать "Андромеду". Ей казалось, что это предательство по отношению к погибшему брату. Он вложил в судно столько сил, надежд! Но здравый смысл победил. Долго без дела "Андромеда" стоять не могла. Сгнила бы. Не для того её строил Саша.

Желающих купить яхту было много. Предлагали большие деньги. Но Ольгу все время что-то останавливало. Ей казалось, брату не нравятся покупатели и он подает знаки. А когда про яхту заговорила с Виталием, выслушала его планы, почувствовала спокойствие. Поняла: этот человек сможет заменить "Андромеде" Александра.

К тому же произошло невероятное. Когда Виталий увидел фотографию Александра Гудкова – вскрикнул. С фотокарточки ему улыбался тот вежливый капитан, который так запомнился в детстве. Оказалось, именно "Андромедой" залюбовался Виталий 10 лет назад. Как тут не поверить в судьбу?

Новая жизнь

23-летний Виталий привез "Андромеду" в яхт-клуб и принялся за ремонт. Мысли о кругосветке не давали ему покоя. Завершив ремонт, он получил испанскую визу, договорился с оплатой стоянки на Канарах. Регистрация и страховка "Андромеды" потребовали больших затрат. Виталий продал квартиру, оформил все документы и пустился в путь. Доплыл до Финляндии, оттуда – в Швецию. Потом – в Северное море и Ла-Манш. Дальше идти стихия не позволила. Путешествие завершилось на Канарах.

На оснастку и оборудование "Андромеды" ушло 7 лет. Все эти годы Виталий катал туристов на Кижи – зарабатывал деньги. Доход был хороший. Мечта о кругосветке постепенно меркла. Но яхтсмена терзали сомнения: разве так все должно быть? Душа рвалась за океан, но решиться было трудно. И Виталий отправился в Санкт-Петербург. Там он два года работал в лаборатории по производству яхт. Под надзором строгого профессора учился постройке и ремонту. Потом начал ходить за границу. Брал в экспедиции любителей приключений, которые оплачивали все расходы. Перегонял чужие яхты. Этим зарабатывал на жизнь, стоянку и оснастку "Андромеды". С тех пор как Виталий купил яхту, она преобразилась. Появились хорошая техника, снасти. Все сделано своими руками.

Приключений было множество. Один раз Виталий чуть не утонул. Перегонял чужую яхту из Туниса до Гибралтара. Хозяин дорогущей яхты обещал хорошие деньги. Помимо Виталия на борту оказались лишь охранник и дедушка – отец хозяина яхты. Команда неопытная, но Виталий решил, что справится. Ночью установил курс и лег спать. Чуть что – просил будить.

– Посреди ночи расталкивает меня охранник. Глаза бешеные. У нас, говорит, небольшая проблемка. Я в ужасе подскакиваю – какая такая проблемка? А он продолжает смущенно: что-то вода просачивается…

Вода не просачивалась. Она хлестала быстрее, чем успевал откачивать насос. Охранник впал в ступор, а дедушка закрылся в каюте и лег спать, решив умереть во сне.

К счастью, береговая охрана была неподалеку. Можно было оставить яхту и эвакуироваться. Но бросать судно Виталий не хотел. Он продолжал выкачивать воду и кое-как пристал к берегу. Оказалось, киль у яхты был плохо закручен. Разболтался, и сквозь дыру внутрь стала попадать вода.

Переоценка ценностей

В некоторых странах Виталий задерживался. Какое-то время жил в Марокко. Учил языки, наблюдал за жизнью людей.

– Когда долго находишься среди людей другой культуры и религии, поневоле пропускаешь сквозь себя их обычаи, принципы, убеждения. Что-то уходит, а что-то оседает. Живя в Карелии, я не мог полностью разобраться в себе. И, лишь пожив в Марокко, сумел посмотреть на себя и свою жизнь со стороны. Изменил отношение ко многим вещам.

После долгих странствий возвращаешься домой и чувствуешь себя инопланетянином. Настолько силен контраст между русскими и мусульманами. Мне понятно и близко их трепетное и уважительное отношение к старикам, семейному очагу. У мусульман даже мыслей нет о том, чтобы изменить жене, бросить детей. Как-то один марокканец сказал мне, что не может понять отношений западных мужчин и женщин. У вас, говорит, одна законная жена и много незаконных (любовниц то есть). А у нас несколько жен, зато все законные.

Всякий раз, приезжая в Россию, ловлю себя на том, что не понимаю, а иногда и осуждаю поведение соотечественников. Женщина с сигаретой кажется до неприличия вульгарной. Крики детей на родителей приводят в ужас. Путешествия помогают переоценить ценности. Я стал другим. Стал лучше.

Сейчас Виталий заключил контракт с одной московской парусной школой. Будет дистанционно обучать студентов, а потом брать их на практику на "Андромеду".

Скоро состоится первая длительная экспедиция. За 20 дней Виталий со студентами собирается пересечь океан. А в кругосветку он уже и не хочет. Хватит и экспедиций. Теперь яхта для него – не способ удовлетворить тягу к путешествиям, а любимая работа.

Хочется семейной жизни. Уюта. Детей. Женщину своей мечты Виталий ещё не встретил, но уверен: если Богу угодно, то все будет.