Общество Токарь – хорошая работа

Александр Радченя
№14 (671) 01.04.2009

– Рабочий день у меня, как у всех, – неторопливо начал Юрий Алексеевич, – с 8 часов утра до 5 вечера, с обеденным перерывом, конечно. А еще каждые два часа есть 15-минутный отдых, чтобы глаза и руки передохнули, ноги размять требуется, ведь 8 часов стоять на одном месте непросто.

Наш разговор проходил у токарного станка, на котором работает Юрий Турков. Станочек немаленький, всяких рычагов, переключателей, кнопок на нем… – как столько и запомнить можно?

– Вот это патрон, в котором крепится деталь во время ее обработки. Это суппорт – он двигает деталь по мере надобности взад и вперед, – старается доходчиво объяснить мне Юрий Алексеевич. – Задняя бабка для сверла, в передней бабке расположены шестерни, они и создают вращательное движение детали, а скорость определяет коробка передач…

– Сразу все запомнили? – любопытствую я.

Юрий Турков работает токарем с 1977 года. Тогда после армии он пришел на петрозаводский Станкостроительный завод и в токари попросился, потому что работа эта – в теплом цехе, а он еще на доармейской работе в лесу у себя в Ладва-Ветке намерзся до косточек.

В отделе кадров его спросили, каким именно токарем он хочет быть. Их три разновидности. Карусельщик, расточник и универсальщик (кстати, самый востребованный вид). Первые два работают с большими деталями, и станки у них соответствующие. Универсальщик в основном имеет дело с небольшими изделиями, от этого разнообразия больше, но зато и трудностей тоже. Требуется хорошо разбираться в чертежах, а главное, нужны не сила (поэтому токарем может работать и женщина), а хорошие глаза, ловкие руки, сообразительность и терпение. Потому что детали, которые делает токарь, – для станков, машин, тракторов и т.д., должны быть высокой точности изготовления. Если выточить деталь даже с малейшим нарушением заданных размеров, потом из-за этого может выйти из строя весь механизм, в котором эта деталь находится. Порой требуется соблюдение десятых долей не то что сантиметра, а миллиметра. Поэтому у токаря немало измерительных инструментов, и надо уметь ими правильно пользоваться, кроме того, рабочее место всегда должно быть хорошо освещено.

Конечно, Юрий Турков не сразу стал выполнять самые сложные токарные операции. Сначала был несколько месяцев учеником, потом получил 2-й разряд, 3-й, 4-й. На Станкостроительном заводе ему нравилось. Особенно когда поступили современные токарные станки – роботы с числовым программным управлением. Они работу сделали интереснее, заметно облегчили и позволили быстрее изготавливать детали самой сложной конфигурации. Такие станки требовали от токаря, конечно, еще большей грамотности: надо уметь загрузить программу и следить за автоматом. Подобные или еще более современные программные токарные станки теперь есть на всех крупных предприятиях: "Петрозаводскмаше", Онежском тракторном и др. Токарные работы имеются и у строителей, и у транспортников – и везде стремятся работу токаря усовершенствовать. А вот Станкостроительный завод в середине 90-х годов прекратил свое существование. Юрий Алексеевич пошел тогда в порт Беломорско-Онежского пароходства. Там его взяли с удовольствием – хороший, опытный токарь без работы никогда не останется.

Именно поэтому Юрия Туркова решили пригласить к себе в конце 90-х годов в Троллейбусное управление. Здесь как раз начались работы по капитальному восстановительному ремонту троллейбусов, требовался токарь высшего, 5-го разряда, который был бы универсалом и умел выточить самые разные детали, порой филигранные и очень индивидуальные. Юрий Алексеевич согласился на приглашение: к этому времени он уже многое умел делать на токарном станке. Кроме того, в Троллейбусном управлении и условия работы неплохие – в цехе тепло, нет грязи, бытовки хорошие, выдают спецодежду, защитные очки, да и зарплата не хуже, чем у других, – почти 20 тысяч рублей. Конечно, у третьеразрядника она меньше – тысяч 10-12. Но ведь учиться на токаря не так просто, на это уходят годы.

Не все выдерживают. Часто молодые, еще не добившись положительных результатов, уже уходят. Токарное дело любит терпеливых, настойчивых, кропотливых, не боящихся трудной работы. Хотя бывает у токарей работа, особенно на заводе, серийная, когда постоянно делаешь одну деталь – это, конечно, проще. Но большинство из них свою работу любят за ее разнообразие.

Готовят токарей теперь только в Петрозаводском техническом училище №19.