Общество Как пенсионерка почту засудила

Надежда Меккиева
№14 (671) 01.04.2009

Важное письмо петрозаводчанки Антонины Витковой не дошло до адресата. Обычная история. Досадно, да ладно – типичная реакция в таких случаях. Однако Антонина Петровна подала на почту в суд. И суд выиграла.

В июне прошлого года Антонина Виткова решила отправить письмо в свою управляющую компанию. Время летнее, дачный сезон в разгаре, идти к жилищникам самой – не ближний свет. А почта рядом с домом.

Пенсионерке нужно было отправить документы, необходимые для оформления льготы при начислении квартплаты как ветерану труда. Письмо Антонина Петровна отправила заказное с уведомлением, подумав, что уж так точно дойдет. Каково же было ее удивление, когда через месяц письмо к ней вернулось. Да еще и с отметкой о том, что истек срок его хранения. Как объяснили клиентке на почте, письмо не было востребовано получателем в течение месяца, а посему вернулось. Антонине Петровне пришлось еще доплатить за хранение письма. Она повторно отправила документы. И снова корреспонденция благополучно вернулась к ней.

– Ответили, что с моей управляющей компанией не заключен договор на доставку заказной корреспонденции, – говорит Антонина Виткова. – Но я-то тут при чем? Ведь я заключила сделку с почтой, оплатила услуги, и мне обязаны их оказать. А если бы это было обычное письмо – вообще бы просто выкинули? Больше всего меня поразила реакция юриста почты, когда я сказала, что они нарушили Закон "О защите прав потребителей". Он мне ответил, что этот закон – для работников торговли. Я была ошарашена. Даже я, не имеющая юридического образования, понимаю, что закон этот – о защите прав ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, а не покупателей! Я – потребитель услуг почтовой связи!

Почта пыталась ссылаться на правила, где говорится, что юридические лица должны заключать договор на доставку писем.

– Я не поленилась, сходила в библиотеку, нашла эти правила, – рассказывает пенсионерка. – Там я прочитала, что договор определяет лишь порядок, а не саму доставку. И нигде не нашла, что почта освобождается от ответственности. А если бы я письмо отправляла в Париж или Ригу? Может, там тоже договоры не заключены. Разве я это должна знать? К тому же на почте меня никто не предупредил о невозможности доставки письма.

Случай с письмом Антонина Виткова решила так просто не оставлять и обратилась в суд. Ведь из-за этой почтовой волокиты она не успела подать документы вовремя и на три месяца лишилась льгот по квартплате. Заявление в суд составила сама, на адвокатов не тратилась. Образец искового заявления есть в Законе "О защите прав потребителей".

В суде представитель "Почты России" ссылался на то, что в управляющей компании отсутствовали ящики. Однако внятного ответа, почему нельзя было подняться на второй этаж и вручить извещение в руки, почта дать не смогла. А согласно закону, если адресат не явился по извещению за корреспонденцией, почта обязана вручить ему вторичное извещение, да еще и под расписку. В мировом суде вина почты была доказана. В пользу Антонины Витковой взыскали 700 рублей: сюда входят и потерянные ветераном льготы, и стоимость проезда до суда, и 100 рублей морального вреда. Казалось бы, смешные деньги. Но важнее денег тот факт, что пенсионерке удалось доказать свою правоту.

– Мы юридически малограмотный народ, – говорит Антонина Виткова. – Нам жалко тратить время на суды, не хотим трепать нервы. Машем рукой. А в результате ни с кого и нигде никакого спроса нет! Отстаивайте свои права!