Общество Счастье – не в семье

Наталья Зайцева
№18 (623) 30.04.2008

"И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет... Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "Правду", – теряли в весе... Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетенное состояние духа". Совет профессора Преображенского из бессмертной повести "Собачье сердце" справедлив, по всей видимости, не только в отношении советских газет. Дореволюционные вызывают примерно те же симптомы. Может быть, все дело в том, что "Олонецкие губернские ведомости" 1908 года я всегда читаю именно до обеда?..

Если советские газеты были наполнены социалистической правдой, то дореволюционные насквозь пронизаны идеологией своего времени – то есть православием. Все бы ничего, но очень скучно.

Бывают, однако, удивительные исключения. Читаешь газету – тоска. Но затем приходишь домой и ловишь себя на том, что постоянно возвращаешься в мыслях к прочитанному. Например, к лекции "О счастье", прочитанной священником Машезерским на "духовном концерте". Священник задается извечным вопросом: в чем счастье? В науке, искусстве, поэзии, природе? Нет, все это может только приблизить человека к счастью. Дает ли счастье власть, богатство, семья? Первые два – никогда. Семья может дать счастье, "но жизнь, дети, болезни, недостатки – все это вносит зачастую в брак дисгармонию".

Счастье, по словам священника Машезерского, заключается в "радости отдавать себя другим, служа им, утешая их, просвещая". Это и есть "любовь Христова", речь о которой подхватил следующий лектор – отец Фаддей. Он отметил, "какие ужасные искажения дает, по сообщениям газет, современная жизнь с ее "лигами свободной любви", где несчастная молодежь летит не на свет учения Христа, а на мерцанье грязных огарков разврата". Где, где те газеты, которые читал отец Фаддей в 1908 году? К моему журналистскому сожалению, в "Олонецких губернских ведомостях" тех времен невозможно найти ни одной искры "разврата" – сплошной ладан.

В Петрозаводской духовной семинарии прошла выставка рисунков ее воспитанников. По словам автора заметки, свои произведения семинаристы создавали практически "из ничего", потому что "ни академических образцов, ни моделей, ни хороших карандашей" у них не было. Поэтому в основном приходилось срисовывать с журналов, причем не со специальных иностранных, а с плохих российских ("Нева" и "Всемирная иллюстрация"). Несмотря на это, некоторые работы были выполнены недурно. "Как, например, смело и браво схваченная под обильным светом форменная фуражка, правильно и тонко взятая в тонах балалайка и скрипка, жизненно исполненная голова, рука и т.д.". Удивительно тонкой работой автор называет исполненную пером работу – сваленная сосна и "сдержанно переданное небо". Финал заметки неожиданно снижает пафос упоминанием о деньгах: "Всего выручено, как мы слышали, 80 рублей".

"Сам я в Вологде, а душою все еще в Олонии, и, признаюсь, так ее люблю, что не бывает ни дня, чтобы я не думал о ней", – пишет редактору некто Лосев и прилагает к письму свою "маленькую записку". В записке Лосев рассказывает легенду о том, как построили церковь в деревне Владимирская близ Кондопоги. Крестьяне долго не могли решить, где строить церковь, и в конце концов запрягли в сани необъезженного жеребца и отпустили его. Где конь остановился, там и стали строить храм. Лосев пишет, что такое предание повторяется во многих деревнях Олонецкого края, и приводит в пример еще одну давнюю историю XVII века. В ней есть смешная деталь: построить новую церковь крестьянина Савву Калинина подвигла ссора с местным попом. "Поп Ожега во Святую Пасху на литургии произносил: "Кроме Саввы Калинина, миром Господу помолимся". Савва выругал Ожегу и сказал: "Более не будем у вас в церкви". После следует уже известная история о запуске молодого коня. Когда церковь уже начали строить, неугомонный поп Ожега пришел со своим причтом и ринулся на строителей с кольями. В ответ строители "прибили его так, что вынесли на рогожке к Шелтозеру и бросили; с этого места вынесли его домашние в свой дом, где выздоровел".

Такие вот страсти.