Политика Один готов!

Арина Громова
№18 (623) 30.04.2008

В Карелии скоро появится новый уполномоченный по правам человека. Кто им будет? Для многих ответ на этот вопрос очевиден. В настоящий момент на этот пост претендуют два человека – федеральный инспектор по РК полпредства президента в Северо-Западном округе Валентин Шмыков и депутат Законодательного собрания от КПРФ Александр Меркушев. Победу пророчат Валентину Шмыкову – протеже партии "Единая Россия", полностью контролирующей ситуацию в Законодательном собрании. Мы решили поинтересоваться у Валентина Александровича, зачем ему новая должность и как он видит свою будущую работу?

– Валентин Александрович, вокруг должности уполномоченного по правам человека разыгрались нешуточные страсти. Как вы думаете, почему?

– Это не рядовая должность. Это ключевая фигура в системе защиты прав человека в республике.

– Ради того, чтобы стать уполномоченным по правам человека, вы готовы отказаться от не менее престижной и наверняка лучше оплачиваемой должности федерального инспектора?

– Вы правы. Работа у меня серьезная, интересная. Я готов бы и дальше работать, но есть закон о государственной службе – по нему служить полагается до 65 лет. А мне как раз в этом году 65 исполняется. И я подумал, что есть еще силы, знания, опыт, определенный авторитет. С учетом всего этого хотелось бы продолжить работу. Мне и так часто приходится заниматься вопросами прав человека. Когда я подумал об этом, мои мысли совпали с предложениями товарищей. Мне предложили, и я сразу ответил: "Готов!"

– Ранее на должность уполномоченного выдвигали Чеслава Скрипина. Человека, с мягко говоря, неоднозначной репутацией. Вы поддерживали эту кандидатуру?

– Всегда осторожно нужно подходить к вопросу о том, поддерживаешь или нет. Я считаю, что Скрипин правильно понял общественное мнение и снял свою кандидатуру. Видимо, почувствовал, что его не изберут.

– Поговаривают, раз Чеслава Скрипина не удалось "пристроить" на место уполномоченного по правам человека, он теперь будет претендовать на освобождаемое вами место федерального инспектора…

– Претендовать, может, кто-то и хочет. Но рекомендовать будет полномочный представитель президента. Возможно, конечно, к нему обращение. Но, кто просится, того могут и не взять. Я ведь на эту должность не просился. Меня рекомендовали. По каким качествам, не могу сказать. Тогда на должность подбирали людей, которые могли бы выполнить возложенные на них задачи. Люди думают, что я тут как первый секретарь обкома партии сижу, принимаю решения, даю характеристики… Кто-то знает, чем я занимаюсь, кто-то нет.

– Это вы верно подметили, далеко не все понимают, чем вы занимаетесь. Вы можете кратко сформулировать итоги своей деятельности за семь лет?

– Первое – приведение в соответствие с российским законодательством законов республиканских и муниципальных органов. Ведь вы помните тот период – конец 90-х годов, когда республика принимала свои законы, не особенно прислушиваясь к законам российским? В мою задачу также входило улучшение взаимодействия между федеральными структурами.

– Улучшили?

– На мой взгляд, да. Приходилось решать вопросы, связанные с выполнением послания президента. Назначения, звания, награды согласовывались со мной. Я вообще всегда говорил – я здесь старший среди равных. Я объединяю как-то, сплачиваю.

Вы еще не задаете вопрос о том, что я в КГБ работал. Если человек в КГБ работал, то надо гордиться этим. В КГБ ведь тоже не просто так берут. Надо радоваться, что эти знания и опыт у меня имеются.

– Уполномоченный по правам человека независим от органов государственной власти и неподотчетен им. Он не должен заниматься политической деятельностью и не может быть членом политической партии. Я так понимаю, вы готовы выйти из "Единой России"?

– Ну конечно.

– А что касается независимости? Вы столько лет тесно работали с карельским правительством. Сможете ли вы теперь быть независимым от губернатора и его команды?

– Я и так независим. Если я поддерживаю губернатора по тем или иным вопросам, то это необходимость нашей общей работы.

– То есть, если понадобится, сможете пойти и против губернатора?

– А почему нет? Но, знаете, махать шашкой умеет каждый. А держать ее в ножнах – нет.

– Как в борьбе за должность уполномоченного по правам человека вы оцениваете шансы вашего конкурента – коммуниста Александра Меркушева?

– Шансы у каждого есть.