Экономика Семь коробок сигарет

Губерния
№18 (623) 30.04.2008

— Свои первые деньги я заработал после первого курса университета, — говорит Андрей Плаксин, адвокат, директор Международного Северо-Западного адвокатского бюро, а также депутат Петросовета. — Это было в 1995 году. Вместе с товарищем мы продавали сигареты. Покупали на сигаретной фабрике в Питере, а потом реализовывали по магазинам и базам.

Почему сигареты? Мы прикинули, что на этот товар есть спрос. Походили по магазинам, посмотрели ассортимент, порасспрашивали продавцов. Оказалось, почти всю республику обеспечивал один частник. Причем магазинам было не очень удобно с ним рассчитываться. К тому же сигареты обычно расходились задолго до привоза. Вот мы и заполнили нишу. Товарищ зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Заключили договора поставок.

Сигаретная фабрика, где мы закупались, работала круглосуточно. И то не успевала покрывать спрос. У ее ворот почти всегда стояла живая очередь из таких вот распространителей. Бывало, сигареты на складе заканчивались, и мы ждали, пока сделают следующую партию. То есть брали товар прямо с пылу с жару.

По ценам выгоднее всего было брать "Приму". Она пользовалась наибольшим спросом. Остальные — "Луч", "Друг", "Космос", "Беломор" и прочее – брали для ассортимента.

Стартовый капитал я взял взаймы у родителей. Они, конечно, были против. Мол, зачем ты в это ввязываешься. Просто они люди далекие от коммерции и к малознакомому относятся настороженно. Первых денег хватило на семь коробок сигарет. Везли их в купе и слушали ворчание проводниц, мол, чего это так много вещей. Машины тогда не было своей. А кататься приходилось по два раза в неделю. Потом нанимали микроавтобус из Питера. Но оплата была почасовая. Поэтому и простой в очереди влетал в копеечку. После перевозили в товарном вагоне. Но выгоднее всего оказалось нанять петрозаводского водителя на постоянный оклад.

Были и проблемы с расчетом. Не все магазины отдавали деньги сразу. Для продвижения дела приходилось идти на уступки, давать товар в рассрочку. А потом еще бегать собирать деньги. Одна база отказывалась платить. Говоря, мол, у нас связи, не лезьте к нам, если не хотите пострадать. Мы подали в суд. И выиграли. Кстати, это было мое первое практическое дело. Хозяева базы добровольно так ничего и не выплатили. Судебные приставы просто приходили в конце дня, вставали у касс и забирали всю выручку. А потом еще и кассы конфисковали.

Еще я понял, что всему свое время. Я ведь просто грезил работой весь первый курс. Ребята, которые сами зарабатывали, сильно выделялись среди других. Я в деньгах не особо нуждался. Но хотелось независимости, самоутверждения, чтобы не брать у родителей. Однако когда на третьем курсе я понял, что работа сказывается на учебе, то завязал с продажей сигарет. Своей цели – самоутверждения – добился. Нужно было дальше расставлять приоритеты.