Общество Петрозаводчанин добывает огонь из слезы дракона

Снежана Слепкова
№9 (614) 27.02.2008

Наш герой действительно добывает огонь, как и положено гиду-проводнику по дикой природе и специалисту по выживанию (или по безопасности, ему самому такое определение больше нравится), самыми невероятными способами и в любой обстановке. Без спичек, естественно. С помощью огнива – раз, с помощью деревянного устройства, придуманного еще древним человеком, – два, с помощью заклинаний – три… Плюс еще пятнадцать различных вариантов.

Про огниво писать неинтересно: сказку все читали, механизм представляют – кремень, высекание искры и так далее. А вот магический способ с драконьей слезой видел не всякий. Автору сказочно повезло: специалист по выживанию Филенко продемонстрировал его прямо посреди своей небольшой кухни. Нацепив на шею и руки несколько защитных амулетов (магия – дело опасное), расстелил газетку, сверху – тонкий слой фольги, чтобы пол не прожечь, и…

– Сыплем толченый аметист, добавляем из этого вот пузырька слезу дракона… – из медицинской скляночки Сергей капает на темный порошок желтую жидкость. – Последний дракон был истреблен в Европе еще в семнадцатом веке. Он плакал, когда съедал невинную девушку. Только в этой ситуации можно было добыть драгоценную жидкость. Мне пузырек достался от моего прапрапрапрапрадеда.

После этого существенного комментария Филенко страшным голосом начинает читать руноподобные заклинания. И в итоге впадает в транс. Через десять секунд толченый аметист вспыхивает голубым огнем. А обессилевший заклинатель без сознания валится на пол.

Весь процесс сильно смахивает на лабораторную работу по химии под руководством излишне экзальтированного учителя, переборщившего с "креативом". Естественно, Филенко пошутил. Ни в каких драконов он не верит, а "номер" со слезами показывает так, забавы ради...

СЛАБЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ СПАСАТЕЛЬ

Конечно, в походных условиях Филенко не приходится прибегать к столь драматичным способам, чтобы сохранить жизнь – свою и чужую. Он, напротив, – за здравый практицизм и разумную предусмотрительность:

– Безопасность любого человека начинается с его собственной квартиры. Пример? Когда моете руки, включайте сначала кран с холодной водой и только потом – с горячей. Вообще системы безопасности жизни, как я убедился, в нашей стране не существует. Большинство людей в школах, институтах учат чему угодно, только не самым важным вещам. Жизненно важным! Многие ли из нас умеют делать искусственное дыхание? А непрямой массаж сердца? А между тем, по статистике, например, ГАИ, в автокатастрофах 70 процентов летальных исходов – это не вовремя оказанная первая помощь! То есть неумение очевидцев правильно оценить ситуацию и помочь до приезда врачей: повернуть голову пострадавшего, чтобы человек не задохнулся от рвотных масс, остановить кровотечение и т.д. В такси водитель тебя просит пристегнуть ремень, потому что с него возьмут штраф. Но не потому, что в случае чего эта мера безопасности сохранит тебе жизнь!

Те же самые принципы – скучные, даже навязшие в зубах, но от этого не менее универсальные – Филенко использует и в походах:

– Стереотип западного (американского, например) героя какой? Там, где я, я – самый опасный! На Востоке по-другому: я не хожу там, где опасно, и вообще сижу на берегу реки и жду, когда мимо проплывут трупы моих врагов. А у гида-проводника по дикой природе должна быть такая установка: там, где я, – всегда безопасно. Потому что я все предусмотрел: отправляясь в путешествие, сообщил родным-близким, куда именно я отправляюсь и когда вернусь, снарядился соответственно (без некоторых вещей я вообще из дома не выхожу – без складного ножика, например).

Кроме того, гид-проводник вооружен специфическими знаниями и навыками. В Африке я знаю, где добыть воду, на Полярном Урале – как не замерзнуть. И везде найду, что поесть. Поскольку человек я слабый, трусливый, то в палатках на том же Полярном Урале мне неуютно. Поэтому пришлось стать фанатом снеговых пещер. Сначала я списался по Интернету с одним из самых опытных в мире специалистов по выживанию, американцем. Он – ветеран американского спецназа. И у него в частном владении в Колорадо – кусочек каньона. Где он и открыл собственную школу выживания. Это он, кроме всего прочего, научил меня семнадцати способам добывания огня без спичек! Так вот он прислал мне видеоматериалы. Я пару зим потренировался в Хибинах. И теперь никто меня не загонит зимой в палатку! Ведь "правильная" снеговая пещера – это тепло, надежно, уютно. Если знать, как ее делать, конечно!

С ПРИРОДОЙ НА ТЫ

Филенко, может, и не делал никогда снегоступов из костей убитой косули, но не сомневается, что при необходимости легко их изготовит. Это и есть уверенность человека, который с природой на ты.

– Самое смешное, что люди не владеют самыми элементарными навыками. Ведет отец семейства домочадцев в лес. И вдруг – дождь! И теперь костер не развести! Потому что все, что под ногами – сырое. А дровишки-то нужно искать НАД головой. Дрова – это засохшие на корню деревья, их в лесу полно! И если мужчина способен натянуть тент, развести костер в любую погоду – это же совсем другой уровень владения ситуацией!

Грандиозный взлом сознания у выпускника биологического факультета Сергея Филенко случился в Финляндии, куда он, будучи одним из лучших гидов Водлозерского национального парка, отправился на девять месяцев на курсы специалистов по безопасности в дикой природе. С тех пор Сергей влился в ряды тех, чья профессия – быть ушами, глазами, носом и прочими частями организма людей, отвыкших от жизни вне комфорта.

– Нечеловеческая усталость, дискомфорт – дополнительная плата за то, что ты увидишь и почувствуешь то, что видели и чувствовали единицы, – утверждает Филенко. – Иначе люди не стремились бы покупать туры на Эверест, рискуя жизнью.

Нашему специалисту по безопасности свои жизни доверяют любители острых ощущений со всего света. Сергей водит по Русскому Северу народ из Финляндии, Австралии, Германии.

СОБЛАЗНИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

А в прошлом году, работая на строительстве частного дома на Рублевке, Филенко и вовсе получил предложение, от которого не отказываются.

– Я как-то оставил свои координаты в Интернете. Месяца через три после этого мне позвонили представители английской телекомпании, которая сотрудничает с каналом "Дискавери", и предложили принять участие в передаче "Человек в дикой природе". В течение месяца в разнообразных ландшафтах Тувы и Хакасии снималась передача о выживании человека в суровых условиях Сибири. Ведущий, популярный шоумен Беар Дрилз, должен был прыгать с вертолета, готовить еду без посуды, пробовать экзотические блюда и так далее. Короче, нечто вроде нашего "Последнего героя". Но все под руководством специалистов по выживанию. Еще до того, как я отправился в Хакасию, в течение месяца меня "бомбили" по телефону. Я должен был заочно консультировать съемочную группу по самым неожиданным вопросам. Например: что ужасного можно съесть перед камерой? Или – из каких подручных материалов нужно свить веревку, чтобы спуститься со скалы? Что я отвечал? Что перед камерой можно, например, съесть мозг или выпить кровь только что убитого животного. Невероятно энергетическая жидкость. Я пробовал. А вить веревки для спуска со скалы из подручных материалов вам не посоветует никто, даже самый искушенный специалист по выживанию! Для этого существует профессиональное снаряжение. Все остальное – чистое самоубийство! Или взять те же грибы: после того как их срезаешь, нужно учитывать, что ведут они себя, как мясо, а не как растение. То есть быстро портятся и становятся ядовитыми. Вот о таких вещах мне приходилось говорить по телефону с создателями программы.

Но в самой Туве Сергею пришлось побыть всего два дня. Программа, участие в которой Филенко воспринял как возможность донести до зрителей свои взгляды на Русский Север и его обитателей, оказалась типичным шоу, развлекаловкой:

– Мое участие имело бы смысл в передаче вроде той, что делает Рэй Мирс, – "Мир выживания". Тут потребовались бы мои знания и опыт. А показывать этнографическую "клюкву" можно и без специалистов по выживанию. Тем не менее за два дня я успел съездить в Абакан, в заповедник, в Саяны, на Саяно-Шушенскую ГЭС. Увидел, как растет сырье для отвратительных лакричных конфет – солодка…