Криминал А судьи как?

Арина Громова
№9 (614) 27.02.2008

Председатель Верховного суда Карелии Борис Таратунин и начальник Управления судебного департамента республики Александр Судаков подвели итоги 2007 года.

В минувшем году Верховный суд Карелии рассматривал два громких уголовных дела: "карловской" преступной группировки и "кондопожских" чеченцев. По последнему приговор так и не был вынесен. Напомним, что из-за неточностей в переводе обвинительного заключения судья вернул дело прокурору.

— Предварительное следствие изначально велось немножко неправильно, — пояснил Борис Таратунин. — Все подсудимые оканчивали школу, один из них – студент юридического факультета университета, все они граждане России и нормально владеют русским языком. И первоначально не надо было идти у них на поводу и предоставлять переводчика.

По данным председателя Верховного суда Карелии, дело может вернуться в суд уже в начале марта. Однако дать гарантию, что так оно и будет, сейчас не может никто.

— Насколько я знаю, все делается для того, чтобы это дело пришло в суд и не получилось так, что обвиняемых освободили из-под стражи по истечении срока, — говорит Борис Таратунин. — Это дело чести прокуратуры.

Одной из глобальных проблем правосудия, в том числе и карельского, Борис Таратунин назвал нарушение прав потерпевших. Вот взыскал суд с убийцы в пользу родственников его жертвы 1 миллион рублей, а самого преступника посадил на 20 лет, и все — процесс остановился.

— Долго будет ждать потерпевший, когда ему эти деньги выплатят, — говорит председатель Верховного суда.

Борис Таратунин, конечно, видит выход из этой ситуации:

— У государства должен быть создан фонд, из которого после вступления приговора в законную силу потерпевшим бы выплачивались взысканные суммы. А государство бы потом предъявляло иск виновному лицу.

Вот только когда такое будет и будет ли вообще — большой вопрос.

НЕКУДА САЖАТЬ

Прибавили работы судам и новые Правила дорожного движения. Так, с начала этого года в Карелии были арестованы уже около 160 человек, пойманных пьяными за рулем.

— Сажать уже некуда, — констатирует председатель Верховного суда.

В Петрозаводске этой проблемой уже озаботились.

— Наш спецприемник вмещает до 40 человек, и если нарушителям не будет хватать места, то мы решим эту проблему, создав дополнительные помещения, — пообещал мэр города Виктор Масляков на еженедельном планерном совещании. – Горожане должны хорошо осознавать, что ответственность за нарушение Правил дорожного движения ужесточилась и пьяных водителей, подвергающих опасности жизнь петрозаводчан, ждет самое серьезное наказание.

КАЧЕСТВО ПРАВОСУДИЯ

Растет в Карелии популярность суда присяжных. В прошлом году судьи из народа рассмотрели 8 уголовных дел.

— Ошибаются ли присяжные? – поинтересовались журналисты.

Оказалось, не без этого.

— Почему ошибки? Не готовы у нас еще прокурорские работники беседовать с судом присяжных, к сожалению, — говорит Борис Таратунин. — Ведь там же все на эмоциях. Вот адвокат хорошо выступил перед присяжными, а прокурор – нет. И выносится оправдательный приговор, хотя явно видно, что тот или иной человек совершил преступление.

Впрочем, оправдательных приговоров в Карелии немного – не более 2 процентов. Суд присяжных за прошлый год дважды выносил оправдательный приговор. Один из них потом Верховный суд России отменил. Еще один карельский приговор суд этой инстанции изменил в части наказания. Остальные – устояли.

А вот на уровне Верховного суда Карелии каждый десятый приговор, вынесенный районными судами, либо отменяется, либо изменяется.

СУДЕЙСКАЯ ЗАРПЛАТА

Карельская судебная система обходится федеральному бюджету в 500 миллионов рублей в год. Средняя заработная плата судей – 60-70 тысяч рублей в месяц.

— Судьи получают не больше, чем руководители на некоторых предприятиях нашей республики, — заметил председатель Верховного суда. — Работники аппарата зарабатывают 7-8 тысяч рублей. И их большинство.

Хорошая оплата требует хорошего качества работы. Такое ли уж качественное в Карелии правосудие?

— Этот вопрос не простой, — говорит Борис Константинович.

Оказалось, среди судей есть те, кто не способен нормально работать. Так, по словам председателя, в прошлом году за волокиту и некачественное рассмотрение дел от должности был освобожден судья Пудожского районного суда.

— Жалобы от граждан мы никогда не оставляем без внимания, — заверил Таратунин.

НЕ ПЕРВЫЕ И НЕ ПОСЛЕДНИЕ

По словам начальника Управления судебного департамента Александра Судакова, технический уровень ведения судебных процессов вполне мог бы быть и выше нынешнего. Финансовых возможностей для этого вполне хватает. А вот с помещениями — проблема.

— Помещения в районах такие маленькие, что подчас адвоката и прокурора посадить некуда, — говорит начальник департамента. – И тем не менее в техническом плане работа суда за несколько лет шагнула на век сразу.

Борис Таратунин сразу припомнил свою давнюю поездку в поселок Лоухи:

— Сидишь там в валенках. Судья выходит, в рукавицах пишет судебное постановление, а ноги – возле печки. Ужасные условия были. Сейчас, конечно, ни в какое сравнение не идет, но хотелось бы лучше.

В Петрозаводске, например, улучшения ожидаются в связи со строительством нового здания Верховного суда. Обещают, что это будет одно из красивейших зданий столицы Карелии. Оно и оснащено будет лучше прежнего (подсудимые, например, будут сидеть в зале суда не за решеткой, а за пуленепробиваемым стеклом), и площадь в пять раз больше – около 10 тысяч квадратных метров.

Что же касается работы в целом…

— Мы не первые и не последние, — успокоил Борис Константинович. — Мы в середине. Нормально работаем.